благодарю!!ромалэ
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

//murrshako-rom.ucoz.ru$724.67$724.67Сколько стоит ваш?

КОЧЕВАЯ ЦЫГАНСКАЯ ЖИЗНЬ(релиз gypsy группы"свенко" - Страница 3 - ЦЫГАНЕ=ROMA=Cingaris=GYPSIES=CIGANOS=吉普賽人=ZINGARI=जिप्सФорум
RADIO

GIPSY VOICE
radio

ЦЫГАНСКИЕ СТРУНЫ
радио

Четверг, 18.04.2024, 06:17
Главная
Регистрация
Вход
Цыганский портал!!!приветствую ромалэ!!зачан!!
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
ЦЫГАНЕ=ROMA=Cingaris=GYPSIES=CIGANOS=吉普賽人=ZINGARI=जिप्सФорум » ЦЫГАНСКИЙ РАЗДЕЛ » форум murrshako » КОЧЕВАЯ ЦЫГАНСКАЯ ЖИЗНЬ(релиз gypsy группы"свенко" (ВЫ ЗНАЕТЕ СКОЛЬКО РАЗНОВИДНОСТЕЙ БЫВАЕТ У ЦЫГАН?)
КОЧЕВАЯ ЦЫГАНСКАЯ ЖИЗНЬ(релиз gypsy группы"свенко"
murrshako-romДата: Понедельник, 20.08.2007, 21:32 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1358
Репутация: 2
Статус: Offline
Были времена, когда цыганская эстрада не испытывала проблем с пополнением. Приток «свежей крови» шёл из кочевых таборов. Парни и девчонки, выросшие в шатрах, приносили на сцену неповторимую народную манеру. Прежде чем стать знаменитыми артистками, Рая Удовикова, Роза Джелакаева и многие другие цыганки плясали «за копеечки» на базарах и возле ларьков. Однако же, в 1956 году советское правительство запретило кочевье. О позитивных последствиях этого указа было написано много. Но были и минусы. Заставив цыган жить оседло, власти СССР невольно уничтожили и ту среду, в которой бережно хранили фольклорные традиции. В первые десятилетия последствия были мало заметны. Но когда с эстрады ушло поколение, имевшее природную «ухватку», появились первые признаки кризиса. Кто мог передать артистической молодёжи сам дух табора? Постепенно ансамбли становились всё более «цивилизованными». Городская молодёжь тянулась к блёсткам поп-культуры. А это неизбежно привело к потере зрительского интереса.


Валерия Янышева (справа) в лагере мадьяр.

Есть ли выход?

Цыганский ансамбль «Свэнко» видит его в этнографических поездках. Как это ни парадоксально, но даже сейчас сохранились островки таборной культуры. Просто нужен труд для того, чтобы добраться до деревенских семей, или наладить контакты с цыганами, по сию пору живущими в палатках. Мы объездили с гитарой и видеокамерой множество мест, в которые — как говорится — «посторонним вход воспрещён». Старики пели нам полузабытые «долевые» «подколёсные» песни. Причём именно с теми интонациями, которые впитали в молодости.

Многое удалось почерпнуть в семьях кузнецов, по сию пору делающих на продажу лопаты, тяпки и подковы.

Неповторимые ощущения оставили совместные импровизированные концерты на лесных таборных стоянках. Мы пели и плясали для современных кочевников с национальных окраин, а те — в свою очередь — показывали нам всё, что умеют.

В этой рубрике вы увидите фотографии и записи, сделанные во время этнографических поездок. По сути, перед вами окно в неведомый мир.

Профессионально анализируя песни и танцевальные движения, цыганский ансамбль «Свэнко» вводит в свой репертуар всё самое лучшее. А главное, мы дышим тем воздухом, который никогда не вдыхали современные деятели цыганской эстрады. Для нас табор не является абстрактным книжным понятием. Разумеется, многие впечатления нельзя отразить впрямую. Но то, чего нам удалось добиться в исполнении народных песен и плясок, достигнуто благодаря своеобразной «машине времени». Бедные цыганские семьи, живущие «по старинке», сохранили колорит прошлого. До группы «Свэнко» никто из артистов не решался зайти к ним в поисках национальных корней и музыкальных раритетов.



мое кредо по жизни--ты лучше голодай чем что попало есть и лучше будь один чем вместе с кем попало!!но все таки я надеюсь что найду свою вторую половинку а может и она меня!!
 
murrshako-romДата: Вторник, 06.11.2012, 19:34 | Сообщение # 11
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1358
Репутация: 2
Статус: Offline

Танец.
Лера танцует с венгерским цыганом на лесной таборной стоянке.
2000 год.

.........................................................................................................................................
Танец.
Лера исполняет русско-цыганскую пляску для мадьярского табора.

2000 год.


..........................................................................................................................
Танец.
Пляска мадьярской цыганки в таборе в подмосковном лесу.

2000 год.



мое кредо по жизни--ты лучше голодай чем что попало есть и лучше будь один чем вместе с кем попало!!но все таки я надеюсь что найду свою вторую половинку а может и она меня!!
 
murrshako-romДата: Вторник, 06.11.2012, 19:41 | Сообщение # 12
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1358
Репутация: 2
Статус: Offline
Танец.
Венгерская цыганка танцует ещё раз.

2000 год.


....................................................................................................

Танец.
Венгерский цыган танцует в палатке для Леры и Пети Янышевых.

2009 год.



..................................................................................................................

Песня.
Янышевы поют для хозяев палатки русско-цыганскую песню «Кай ёне».

2009 год.


.....................................................................................
Песня.
В ответ таборные цыгане исполняют песню из своего таборного репертуара.

2009 год.





мое кредо по жизни--ты лучше голодай чем что попало есть и лучше будь один чем вместе с кем попало!!но все таки я надеюсь что найду свою вторую половинку а может и она меня!!
 
murrshako-romДата: Среда, 07.11.2012, 15:11 | Сообщение # 13
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1358
Репутация: 2
Статус: Offline
Цыгане-влахи, Черкесск
Пётр Янышев. Запись рассказа о цыганских танцах в Черкесске.
Город Черкесск — это бывшая станица Баталпашинская. Не знаю, сколько сейчас населения, но было тысяч 60. Потом, конечно, он разросся. Живёт там семьдесят пять национальностей. Процентов сорок — русские, остальные даргинцы, ногайцы, карачаевцы, черкесы, абадзинцы. Евреи (они везде есть). Всех я не перечислю, конечно. Армяне, греки, цыгане…

В Черкесске я жил в перерывах между гастролями — с детских лет и до 27-летнего возраста. Там всегда очень хорошо одевались — лучше, чем в центральной полосе. Есть там пригород Псыж. Вот местные и шутили: «Псыж — это маленький Париж».

Из артистов - там была одна наша семья. Многие цыгане приезжали на заработки. Торговали на рынке. Рандоль был тогда в моде. Рандоль, это такая подделка под золото. Кольцо, например, стоило 10 рублей… Кто ещё из цыган? Когда мне было лет десять, приехало много влахов. Они себя зарекомендовали как нормальные люди. Никто не воровал. Женщины носили длинные юбки. Широкие, цветастые. Ярко-синие или ярко-зелёные. Иногда с какими-то блестящими нитками. Ну, такого типа, как в Турции или Индии. Цыганки есть цыганки - их видно за километр.


В центре города есть у нас кинотеатр «Россия». Магазин «Эльбрус». На площади всегда было много народа. В парке фонтан. Везде шашлыки, пиво и много-много цыган, естественно. Женщины гадали. Девчата приставали:

— Хочешь станцую? Дай десять копеек, я тебе станцую.

Ей ещё даже не скажут, дадут ли что-нибудь, а она уже начинает. Девчонки ходили босиком. Они выплясывали очень здорово. Независимо от погоды. Им плевать было: дождь — не дождь, грязь или солнце. Но это так классно смотрелось, что хватало просто за душу! Хочешь – не хочешь, а дашь не десять копеек, а рубль. Они плясали очень интересно, потому что знали какие-то старинные движения, которых в ансамблях не было. Например, девочка лет двенадцати. У неё такие заковыристые движения, что не каждая артистка сделает. Конечно, когда я был маленький, в наших ансамблях плясали здорово. Были такие танцовщицы! Но даже у них я такого не наблюдал. Девчонки выплясывали у кинотеатра - помню как сейчас. «Качалочка»… Многие знают. Но она делала так эту «качалочку», как в коллективе у нас никто не мог.

Паслось их — по три-четыре девчонки и двое-трое пацанов. Эти подхлопывали, подстукивали. Все подкрикивают, подпевают: «Дра-да лю далю да-ля!..» И под это пошло, пошло… По тем временам ещё вышел фильм индийский «Танцор диско». И все песни оттуда. С цыганским акцентом. Поют скопом, и подо всё это ещё цыганские движения делают. Это было здорово.

У нас на сцене — темп от медленного к быстрому. А там никакого развития как бы нет. Они либо медленную вещь поют, и там делают все медленные движения — либо вещь темповая. Тут уж пошли таборные примеры настоящие. Откуда что бралось, я до сих пор понять не могу.

Естественно, я там подглядывал. Понахватался кой-чего. У мальчишек были чечёточки, хлопушки. Всякие прыжочки, присядочки. Я потом самое интересное чуть модернизировал и вставил в свою пляску. Когда мне было лет 16, я танцевал венгерку. Она у меня длилась минуты четыре. При этом приходилось ещё по пять раз бисировать. Сейчас такое уже невозможно. Вышел, станцевал две минуты — и в сторону. А раньше по пять раз вызывали на бис, и приходилось всё время танцевать что-то новое. Чтобы не надоедать зрителю. Вы представляете себе, что такое пять разных бисовок?



Пётр Янышев справа. Рядом, на коленях у хозяйки, его дочка Эльвира



Конечно, я хотел показать наших черкесских влахов жене. Поехали к родственникам. Ну и зашли заодно к знакомым цыганам. Повидаться, посмотреть, что у них изменилось. Как у них дети растут. Как они сейчас танцуют. Сразу скажу, что на улицах пляски давно прекратились. И семьи — те, которые с традициями — в большинстве разъехались. Но в оставшихся кое-кто ещё помнит таборные движения.



Есть там бабуля интересная с золотыми зубами. Она нас никак не хотела отпускать. «Пока чаю не напьётесь как следует, ничего я вам показывать не буду». Короче, посидели за самоваром, и только потом началась «культурная программа».

Так что у Леры теперь есть конкретные влашские старинные движения, которые мало кто делает в наши дни.



Лера Янышева и влашская семья.





Посмотрели мы на то, как эти цыгане сейчас живут. Богаче стали. Но многое по-прежнему. Как и в те годы они продают известь. Вёдрами продают для ремонта потолков, для побелки. Мужчины тяпки куют всякие, лопаты, цепи, подковы. Кузнечное дело.





Вспомнились старые времена.

У меня есть старший брат Николай, который дружил с влахом Петром. Тот был высокий здоровый мужчина. И они вместе ходили на рыбалку. Коля возьмёт удочки — и нет его день, два, три.

— Где Коля? Он наверное у Петра?

Ну, иду туда. Заходишь в домишко его поискать — а тебя там оставляют. И накормят, и напоят, и спать уложат. А Коля там веселится по полной программе. Никакой рыбалки и не было. Пара бутылок водки. Мясо, Шашлыки. Им весело.

Кавказ — это вообще добрые люди на самом деле. Не то, чтобы все кавказцы замечательные — нет! Но как-то так сложилось, что в одном городе скучковались 70 национальностей. Тут — или надо воевать, или уважать друг друга. И у нас в Черкесске был — идеальный мир. Не было такого, как сейчас в Грузии и Абхазии.

Случалось, конечно, что приходили какие-то горцы:

— Э, кручёнка-да! Понимаешь, не махай руками! Не кричи здесь. Пойдём за угол — там куча ждёт!

Вот такие тоже попадались... Ну, естественно. Без этого не бывает... Когда такие товарищи с гор спустятся, к ним выходили пацаны, которые тоже так умели разговаривать. Просто отшибали им мозги за углом, и они уезжали домой. И в городе был порядок.



А цыган тогда любили. Наша семья там прожила более сорока лет. Нас знали все. Мои дедовья работали в ресторанах музыкантами. Кто-то работал на мясокомбинате, кто-то в обувной… Если шёл дед-скрипач, его отвосюду зазывали: «О! Иди к нам! Поиграем, попоём. Посидим, выпьем!»

Сейчас, конечно, мир стал немного злее. Уже отношение друг к другу не такое. А тогда всё было добродушно. Девчонок, которые танцевали, никто не обижал. Они ходили толпой:

— Дядь, дай десять копеек.

Много не надо. Дай копеечку.

А по тем временам десять копеек, это билет в кино. Вот молодняк и стоял у кинотеатра — вроде как собирали на билеты… Им это кино — сто лет не нужно. Другое дело, если индийский фильм. Тут они первые.

А женщины — они пытались за копеечку погадать. Это другой вариант.

Плясали от четырёх лет до четырнадцати. А девушки постарше — у них уже выработался голос — они стоят, поют. И больше всего поражало, что они всю зиму ходят по улицам босиком. В принципе, у нас зимы-то тёплые в Черкесске. Но 10-15 градусов вполне достаточно, чтобы сказать, что зима началась. Бывало, конечно и так, что наряжали ёлку на площади ватой, а бывало, что нормальный хороший снег. Всё-таки это Северный Кавказ, поэтому зимы тоже есть.

И вот представьте. Кругом снег. Все стоят в шубах, шапках, а эти в летних платьицах. У одной сверху папин пиджак. Другая обмотает крест-накрест пуховый платок. Третья шарф мохеровый завяжет сзади. Мальчишки редко были босиком - а девчата одна к одной! Может быть, за это больше денег давали? Я не знаю. Но хотелось взять за руку и пойти купить им ботинки. Лично мне так вспоминается. Я всю жизнь — артист. Я приезжал — у меня «саламандра» или хорошие сапоги на манке. А они босиком. Может, дома какая и совала ноги в папины ботинки, когда надо дать сено лошадям. Но плясать и попрошайничать шастали босые. Зимой они возле кинотеатров, возле магазинов продуктовых. Везде, где народ. Раньше ж развлечений было не так много. Кино да парк. Погреться вся цыганча набивалась в магазины между дверями, где тёплый воздух. Иногда нарочно вставали в очередь за пирожками (чтобы наружу не выставили). Смеялись, приплясывали. Потом встанут у столиков высоких круглых, жуют и на месте припрыгивают.

Ещё одна была у них хитрость. Замечали, что собаки зимой на люках сидят? Так же и цыганочки становились иногда в круг там, где снег чуть-чуть подтаял. Во-первых, им было теплей. Во-вторых звук от пляски был глубокий. На асфальте они просто себе пятки отбивали, а тут звук можно было получить как на сцене. Чугунный люк. И подскоки, и тропачки, и подбивочки всевозможные — всё отражалось. Глубокий был звук.

Шикарно они всё же плясали! Сейчас такого нигде не увидишь.





мое кредо по жизни--ты лучше голодай чем что попало есть и лучше будь один чем вместе с кем попало!!но все таки я надеюсь что найду свою вторую половинку а может и она меня!!
 
murrshako-romДата: Суббота, 10.11.2012, 16:44 | Сообщение # 14
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1358
Репутация: 2
Статус: Offline
Цыгане-люли, Подмосковье
Лера Янышева о цыганах-люли.

Наши цыгане считают, что люли — это узбеки или таджики. Их раздражает, что русские видят в люли цыган. И в самом деле — что в них цыганского? Кочуют таборами от города к городу. Живут в палатках… То, что их женщины и дети на улицах попрошайничают — ещё не повод причислять их к цыганам. В крайнем случае столичные «рома» согласятся, что люли — цыганообразная группа. И вообще настоящий цыган, в их понимании, непременно должен иметь респектабельное жильё (желательно на Рублёвке) и иномарку последней модели (предпочтительно «Бэнтли», хотя «Мэрин» и «Бэха» тоже пойдёт). Каждый цыганёнок должен закончить элитный ВУЗ, чтобы впоследствии заняться серьёзной коммерцией. Вот такого парня легко можно признать за своего!

Шучу, конечно.

Но приезжих с востока, и правда, стыдятся. Сто причин найдут, чтобы отмести возможное родство.

Часто можно услышать, что люли не говорят по-цыгански.

Ну да — не говорят.

Но ведь очень многие украинские «сэрвы» знают от силы десяток цыганских слов… Некоторые наши артисты исполняют на сцене фольклорные песни, заучивая текст на слух. С таким же успехом можно было бы разучить японские, венгерские вещи, или песни австралийских аборигенов. Но ведь поют же на ломаном цыганском! И в национальной принадлежности таких артистов никто не сомневается.

Слышу иногда по поводу люли и такую фразу: «Ты что? Они ведь не нашего Бога люди!». В ответ на этот трепетный религиозный шёпот всегда хочу спросить: «Но ведь “крымы” тоже мусульмане. Вы с этими цыганами дружите? В гости зовёте? И при этом не считаете их чистокровными татарами!».

Наверное, дело всё-таки в том, что велик у наших цыган с люли культурный разрыв. Одни веками подстраивались под жизнь в славянском окружении, другие до недавнего времени кочевали исключительно по Средней Азии. Вот и не понимаем друг друга.

Честно говоря, мы с мужем тоже считали, что люли — это таджики. И были в этом свято уверены до тех пор, пока не очутились на таборной стоянке. Тогда и выяснилось, что они на своём языке называют себя «мугатами», а при разговоре по-русски — цыганами. Оказалось, что их женщины неплохо гадают. И даже — страшно сказать — умеют снимать порчу и сглаз. Только занимаются они этим у себя на родине. Да и вблизи их жизнь оказалась совершенно цыганской, только не современной, а такой, какой была лет сто назад.

Дальше — больше. Несколько мугатских семей устроились в бараке в подмосковном посёлке. А поскольку это недалеко от нас, то появилась возможность частенько заваливаться друг к другу в гости. Так мы с удивлением узнали, что в восточном таборе есть наши коллеги — артисты. У себя на родине они раньше играли в ресторане (совсем как мы в Москве). Репертуар у них обширный. Ну, к тому, что они поют узбекские и таджикские песни, мы бесспорно были готовы. Но в их исполнении весьма недурно прозвучали и песни из индийских кинофильмов. Совершенной неожиданностью оказалась русская патриотическая мелодия, которая прозвучала весьма специфически, хотя и разбудила в душе глубокое чувство любви к родине.

Немного, правда, подкачали инструменты. Где-то был раздобыт старенький аккордеон (в прямом смысле старенький, потому что его уже давно кто-то выкинул — и с того «выкидыша» прошло не меньше лет десяти). А восточный бубен (дойра) был заменён тазиком, в котором ещё недавно что-то стирали, потому как он ещё сохранил следы влаги и стирального порошка.

В тот день мы засиделись допоздна. Хотя вставать приезжим люли надо было рано. Женщинам — просить подаяния на рынках, а мужчинам — копать траншеи.


Танец.
Люли исполняют свой репертуар в бараке, который на всё лето стал им временным жильём.



Музыка.
Видео с импровизированной «инструментальной» музыкой. Вместо дойры – тазик.





мое кредо по жизни--ты лучше голодай чем что попало есть и лучше будь один чем вместе с кем попало!!но все таки я надеюсь что найду свою вторую половинку а может и она меня!!
 
murrshako-romДата: Воскресенье, 11.11.2012, 15:14 | Сообщение # 15
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1358
Репутация: 2
Статус: Offline
Православные цыгане-сэрвы


«Alpauk«привез из Ростовской области «квадраты» цыганской свадьбы. Меня удивила не столько «прозрачность» атмосферы праздника, сколько легкость с которой он снял на средне-форматную камеру. Я видел много «цыганских съемок» начиная от Йозефа Куделки и кончая Лялей Кузнецовой, но Alpauk действительно сделал «что-то» свое в отличие от многих современных спекуляций на эту тему.



ПЕРЕХОД СМОТРЕТЬ СЕРИЮ ФОТО С ЦЫГАНСКОЙ СВАДЬБЫ=СЭРВЫ=


мое кредо по жизни--ты лучше голодай чем что попало есть и лучше будь один чем вместе с кем попало!!но все таки я надеюсь что найду свою вторую половинку а может и она меня!!
 
ЦЫГАНЕ=ROMA=Cingaris=GYPSIES=CIGANOS=吉普賽人=ZINGARI=जिप्सФорум » ЦЫГАНСКИЙ РАЗДЕЛ » форум murrshako » КОЧЕВАЯ ЦЫГАНСКАЯ ЖИЗНЬ(релиз gypsy группы"свенко" (ВЫ ЗНАЕТЕ СКОЛЬКО РАЗНОВИДНОСТЕЙ БЫВАЕТ У ЦЫГАН?)
Поиск:

тест скорости интернета
| Copyright MyCorp © 2024 | |