благодарю!!ромалэ
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

http://murrshako-rom.ucoz.ru$724.67$724.67Сколько стоит ваш?

.АУДИО КНИГИ-ФИЛЬМЫ О ЦЫГАНСКОЙ ДОЛЕ И НЕ ТОЛЬКО! - Страница 3 - ЦЫГАНЕ=ROMA=Cingaris=GYPSIES=CIGANOS=吉普賽人=ZINGARI=जिप्सФорум
RADIO

GIPSY VOICE
radio

ЦЫГАНСКИЕ СТРУНЫ
радио

Четверг, 29.06.2017, 12:01
Главная
Регистрация
Вход
Цыганский портал!!!приветствую ромалэ!!зачан!!
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 3 из 7«1234567»
ЦЫГАНЕ=ROMA=Cingaris=GYPSIES=CIGANOS=吉普賽人=ZINGARI=जिप्सФорум » ЦЫГАНСКИЙ РАЗДЕЛ » форум murrshako » .АУДИО КНИГИ-ФИЛЬМЫ О ЦЫГАНСКОЙ ДОЛЕ И НЕ ТОЛЬКО! (КНИГИ-ФИЛЬМЫ =ВОЗМОЖНОСТЬ ОНЛАЙН ПРОСМОТРА!!!)
.АУДИО КНИГИ-ФИЛЬМЫ О ЦЫГАНСКОЙ ДОЛЕ И НЕ ТОЛЬКО!
murrshako-romДата: Четверг, 10.07.2008, 01:06 | Сообщение # 11
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1358
Репутация: 2
Статус: Offline
Дина Рубина. Цыганка[/font]В издательстве «ЭКСМО» выходит новая книга рассказов Дины Рубиной «Цыганка», в которой собраны ранее не публиковавшиеся произведения. Букник предлагает читателям «заглавный» рассказ из этой книги. Вот, наконец я дорвалась.
Сейчас напишу об этой цыганке, о прапрабабке своей, о которой понятия не имела, но однажды услышала краем уха о себе: «Тс-сыганская кровь!» – в сердцах отцом оброненное, после очередного моего побега из школы.
Позже вытянула из матери – чуть не клещами – куцую фамильную историю, да мать и сама ее плохо знала.
Бабка же на мои домогательства неизменно отвечала: «Что ты, мамэле, какая такая цыганка?! – Хоть и сидела уже в инвалидном кресле, кремень старуха была, характер адский и голова ясная. Оберегала семейную чистокровность. – Какая такая цыганка?!».
С детства я уже чувствовала ее – и пресловутую кровь, и саму эту тень за моим затылком.
Проявлялось ее вмешательство в мою жизнь не сразу, но убийственно надежно. Возможно, поэтому – так мне кажется сейчас, когда все более или менее прояснилось, – если обижали, я вела себя незлобиво, обиду принимала, то есть не отвечала на нее, на обиду, – будто знала, что накажут и без меня.
Наказывали страшно. Убедительно. Когда разрозненные события, пугающе повторяясь, стали выстраиваться в некий зловещий ряд – я оробела. Оробела той огромной смиренной робостью пред высшими силами, которые не приемлют ни заступничества за виноватых, ни мольбы о пощаде, а требуют лишь склоненной головы и немоты.
Потом уже, задним умом или, как говаривала бабка, задней памятью, я вспоминала все переломанные руки-ноги своих дворовых и школьных обидчиков: тот мне пенделя отвесил, другой уже сильнее побил, а этот из игры выгнал или денежку в школьном буфете отобрал, а вон тот гонял мою шапку по грязному асфальту вместо футбольного мяча…
Приходило это недели через две-три:
– Никольский?
– Здесь!
– Оганесян?
– Здесь!
– Рахматуллаева?
– Здесь!
– Сумашин?
Тишина…
– Сумашин здесь?
– Сумашин руку вчера сломал, Наталья Михална!
Я не злорадствовала – наоборот, внутренне ахала, обмирала… Страшной была моя тайна.
В пятом классе балбес-переросток Мишка Петруненко подстерег меня на велосипеде за школой, наехал сзади и, когда я свалилась в кусты мальвы, соскочил с седла, несколько раз больно ущипнул меня за грудь, которая и без того все время болела, и, визгливо хихикая, умчался в стрекотании спиц.
Я неделю не ходила в школу. Просто не ходила. Ноги в ту сторону не шли.
Через неделю Мишка разбился на велосипеде. Три месяца лежал в больнице, еле выкарабкался, но рука – преступная, правая! – так и не восстановила подвижность.
Поскольку бога не было – в те годы не было бога, – в детстве я молилась Д'Артаньяну, возлюбленному, совершенно уверенная, что он внимает мне с какого-нибудь облака, подкручивая мушкетерский ус.
– Д’Артаньяша, – молилась я, захлебываясь ужасом и слезами, – не надо больше, не надо! Это было не так уж больно, только стыдно, ничего, я уже не чувствую, и синяки прошли!
Понимала непомерность расплаты. И чуяла, что мушкетер там – сошка легкомысленная. Чуяла: наказывают не за копеечную боль и не за жгучий стыд. Наказывают за причиненное зло. Кто, кто, кто-о-о?! – вот что меня парализовало. Грозная тень за моим затылком – не хранителя, нет. Наказывателя обидчиков.
Самое же страшное пришло, когда со взрослением сменились обиды.
Помню первое жертвоприношение. Не нога, не рука… жизнь человека! Целиком, окончательно, страшно – и безжалостно связано со мной.
Он был толстым, обычным пожилым нацкадром. Сколько я их перевидала, за скольких написала степные кишлачные саги любви – смешно и тошно вспоминать. Но этот был первым. Возможно, человек и неплохой, но растленный советской властью до наглой нирваны. За него уже написали диплом и диссертацию, а теперь он хотел считаться и писателем на всякий случай, в подражание тогда еще здравствующему хозяину республики. Тот тоже писал книги. На востоке это бывает: сатрапы сочиняют поэмы…
Сосватал нас мой приятель, редактор издательства «Гафура Гуляма». И творец воодушевленно приволок дежурную повесть о семи печатных листах, о любви и борьбе за землю, политую слезами и потом дехкан (эти два мотива чаще, чем другие, кочевали рука об руку из одного произведения узбекской советской классики в другое).
До сих пор нацкадра обслуживали белые рабы мужского пола. Вероятно, при виде меня он решил, что на сей раз возделывание литературной плантации будет включать и кое-какую дополнительную мою повинность.
Я тоже была воодушевлена, но по другой причине. После долгого застоя в заработках на меня свалился приличный кусок честной халтуры. За такую пахоту обычный гонорар был – рублей пятьдесят за лист. Я ликовала, умножая пятьдесят на семь. На эти деньги я собиралась вывезти к морю трехлетнего сына. Всю зиму перед сном описывала ему волны, песочек, дельфинов, обещала заплыть далеко-далеко, только я да он у меня на спине.
Когда «перевод» был готов, мы встретились с заказчиком на станции метро, и с радостным облегчением я вручила ему толстую папку с готовой рукописью.
– Динкя-хон, – проговорил он, ласково на меня глядя, – ти Гагра морь любишь?
– Очень люблю. – Я вежливо улыбнулась, ожидая, когда он наконец нырнет ковшиком ладони во внутренний карман пиджака, вытащит конверт и мы расстанемся к обоюдному удовольствию до следующего его «произведения». О любви. И о борьбе дехкан за землю.
– Я тибе к морь повезу… – мягко продолжал он, не сводя с меня уже по-хозяйски щупающего взгляда. – Поезд-билет куплю, койкя санаторий плачу… Зачем тибе денгя? Вместы со мной Гагра едишь…
С минуту я еще стояла, удерживая на губах беспомощную улыбку – не могла поверить, что так обидели. Затем повернулась и пошла… Сквозь пелену слез, помню, дороги не различала, и на выходе из метро споткнулась и разбила коленку о ступени.
Через две недели позвонил редактор и сокрушенно сообщил, что «наш общий друг» утонул вчера в Гаграх. В первый же день отдыха. Представляешь? Заселился в номер, вышел на пляж, подтянул трусы, бодро побежал в воду… и назад не вернулся.
Я оледенела от ужаса. Дней пять бродила, как чумная. Оглядывалась, когда заходила в подъезд. Избегала смотреть на себя в зеркало…
Куда бежать? В милицию? И что там говорить?
Несколько дней спала, укрытая с головой одеялом, свернувшись, как эмбрион.
Но постепенно распрямилась…
Я решила сопротивляться. Как библейский Яаков, боролась во тьме. Своеобразной была эта борьба: неделями я не выходила из дому, уклонялась от встреч с кем бы то ни было, дабы не провоцировать. Плакала ночами, уговаривала неизвестно кого… вела бесконечные диалоги черт его знает с кем. А когда все же оказывалась на улице, прошмыгивала мимо знакомых, опустив глаза. Теперь я знала, что чувствуют прокаженные.
В считанные месяцы я превратилась в законченного невротика и однажды не вынесла одиночества тайны и рассказала обо всем приятелю – поэту, алкашу, славному парню.
Дело происходило на террасе летнего кафе, одной из тех ташкентских забегаловок середины семидесятых, где днем можно было недорого пообедать, а вечером отведать этих же блюд, но уже суточной свежести и по иным, более уважительным ценам.
полная версия..переход по ссылке http://www.booknik.ru/publications/?id=24048
Прикрепления: 5917602.bmp(75Kb)


мое кредо по жизни--ты лучше голодай чем что попало есть и лучше будь один чем вместе с кем попало!!но все таки я надеюсь что найду свою вторую половинку а может и она меня!!
 
murrshako-romДата: Четверг, 10.07.2008, 01:24 | Сообщение # 12
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1358
Репутация: 2
Статус: Offline
Сериал «Кармелита»: продолжение написал цыганский баронЖаркие страсти между Миро и Кармелитой снова возвращаются на экран.

Оксана КАЛЬНИНА. Фото с сайта karmelita.narod.ru

Жгучие цыганские страсти, колючий любовный треугольник сериала «Кармелита» в свое время завоевали сердца миллионов телезрителей. Эта теленовелла прошла по экранам страны с большим успехом. Поклонники фильма после его окончания завалили телеканалы письмами: даешь продолжение! И вот свершилось. Кинокомпания «Новелла» приступила к съемкам третьего сезона «мыльной оперы».

Снова интрига фильма построена на взаимоотношениях Миро (Александр Суворов) и Кармелиты (Юлия Зимина). Действия картины происходят через год после завершения предыдущего сезона. Создатели сериала обещают, что любви, ревности и прочих страстей снова будет через край. Но раскрывать подробнее содержание сценария отказываются.

Зато уже известно, что съемки второго сезона «Кармелиты» будут происходить под Тверью. В основу сюжета положена книга настоящего цыганского барона. А в кадре наравне с профессиональными актерами будут реальные цыгане из столь же реального табора. Сам съемочный процесс только-только начинается. Еще не закончены пробы второстепенных персонажей.

Когда и на каком из украинских каналов можно будет посмотреть продолжение популярной теленовеллы, пока неизвестно. Первый сезон сериала несколько лет назад показал «Интер», но решение по поводу новых серий фильма еще не принято. Скорее всего, это станет понятно ближе к новому телесезону, который традиционно отсчитывается с сентября



Цыганские страсти
не для меня...»
Варвара Богданова

«Знаем мы, как этими «кармелитами» становятся», — говорят многие мои земляки, имея в виду, что путь на телевидение проходит исключительно через постель продюсера или режиссера, — рассказывает Юлия Зимина, сыгравшая главную роль в одноименном сериале. И, смеясь, добавляет: — Знали бы они, как я туда попала на самом деле, уж точно перестали бы завидовать».

— Юля, сериал «Кармелита» на
канале «Россия», где вы играете главную роль, принес вам успех и популярность. А в вашем родном городе Красный Кут вы, наверное, и вовсе чувствуете себя звездой?

— (Со смехом.) Ну конечно. То, что я практически из деревни попала в телевизор, там действительно широко обсуждается до сих пор. Тем более что родилась и выросла я под Красным Кутом в маленьком поселке. Две улицы, 33 дома, и все друг про друга всё знают. У нас до сих пор дискотека проходит на автобусной остановке, потому что летом в клубе душно и тесно. Выносят магнитофон, подключают две колонки, и молодежь зажигает под «Ветер с моря дул»… А в воскресенье на базаре можно запросто встретить девушку в вечернем платье и в туфлях на высоченных каблуках: так принято — на базар ходить в самом лучшем.
ПОЛНАЯ СТАТЬЯ ПЕРЕХОД ПО ССЫЛКЕ



СМОТРЕТЬ СЕРИАЛ В ОНЛАЙН РЕЖИМЕ=ПЕРЕХОД ПО ССЫЛКЕ

[/font]
Прикрепления: 0056813.jpg(29Kb)


мое кредо по жизни--ты лучше голодай чем что попало есть и лучше будь один чем вместе с кем попало!!но все таки я надеюсь что найду свою вторую половинку а может и она меня!!
 
murrshako-romДата: Пятница, 14.11.2008, 05:20 | Сообщение # 13
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1358
Репутация: 2
Статус: Offline

11С ноября на канале «Россия» начинается показ нового многосерийного телевизионного фильма «Цыганочка с выходом».
Главная героиня нового сериала - прекрасная Лигита - живет в оседлом таборе в городке Комсомольске недалеко от Кишинева. Ее отец женат на женщине, которая ненавидит молодую цыганку. Сама Лигита является объектом страсти сразу двух мужчин - русского парня Алеши и сына цыганского барона и наркоторговца Миши, но взаимностью она отвечает первому. Цыган старается всеми силами добиться строптивой избранницы, но на все уговоры она отвечает отказом, храня преданность возлюбленному, который, в свою очередь, не настолько верен ей. Однажды она заметила Алешу, целующего ее младшую сестру. Больше в этом городе Лигиту никто и ничто не держит. Тем более что она красива, талантлива и хочет танцевать. В скором времени молодая цыганка отправляется на поиски счастья в Москву...

Автором сценария картины выступил актер и режиссер Иван Захава, чья жена - настоящая цыганка. Именно она поведала ему историю, которая и легла в основу сюжета сериала.

В ролях: Лаура Кеосаян, Сергей Горобченко, Игорь Золотовицкий, Александр Самойленко, Теона Дольникова, Мария Полицеймако, Ольга Лапшина и другие. ======Самые лучшие ролики с пометкой 'цыганочка с выходом' за сегодня :: Видео сайт ... ПЕРЕХОД ПО ССЫЛКЕ http://rutube.ru/tracks....4%CF%CD

СМОТРЕТЬ ФИЛЬМ В ОНЛАЙНЕ =ПЕРЕХОД ПО ССЫЛКЕ

Прикрепления: 7783495.jpg(7Kb)


мое кредо по жизни--ты лучше голодай чем что попало есть и лучше будь один чем вместе с кем попало!!но все таки я надеюсь что найду свою вторую половинку а может и она меня!!
 
murrshako-romДата: Вторник, 18.11.2008, 07:13 | Сообщение # 14
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1358
Репутация: 2
Статус: Offline
История цыган — новый взгляд Монография Николая Бессонова и Надежды Деметер, посвящённая истории и этнографии цыган.

Книга издана под эгидой Российской Академии Наук и сейчас используется в качестве учебника в цыганских классах общеобразовательных школ
Сталинские репрессии
Серия статей Николая Бессонова о трагедии цыган СССР в 1930-е годы. Публикации осуществлены в газете «30 октября», а также в сборнике, вышедшем под эгидой Института географии Российской Академии Наук

История цыганской диаспоры Петербурга
Статья Николая Бессонова, в энциклопедическом издании «Многонациональный Петербург».

Книга издана под эгидой Российского этнографического музея, Музея антропологии и этнографии, Государственного музея истории религии
и много интересного вы найдете передя по ссылке http://zigane.pp.ru/history-main1.htm

Прикрепления: 7175503.jpg(18Kb) · 6580740.jpg(10Kb)


мое кредо по жизни--ты лучше голодай чем что попало есть и лучше будь один чем вместе с кем попало!!но все таки я надеюсь что найду свою вторую половинку а может и она меня!!
 
murrshako-romДата: Суббота, 29.11.2008, 06:50 | Сообщение # 15
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1358
Репутация: 2
Статус: Offline
ФЕНОМЕН ОБЫЧНОГО ПРАВА ЦЫГАН РОССИИВадим Торопов, Вальдемар Калинин

(Иваново - Лондон, 2002-2005)

[size=14][color=gray]От авторов.

Авторы этой книги - русский и цыган - предприняли попытку систематизированного описания явлений цыганской жизни, являющихся для нее внутренними регуляторами, изначально присущих этому народу и помогающих ему на протяжении многих веков сохранять свою самобытность.

Цыган не спутаешь ни с кем: только им присущий антропологический тип, своеобразный язык - близкий родственник санскриту и хинди, традиционные ремесла и занятия, а так же образ жизни, отличный от образа жизни, окружающих их народов.

Жизнь по обычаям предков - главная добродетель этого народа. Именно эти обычаи и составляют обычное право, пункты которого авторы пытались сформулировать, записать и прокомментировать. В пунктах обычного права дается описание обычаев, неследование которым в цыганском народе порицается, если не более этого.

Один из авторов в комментариях пытался не выходить за пределы цыган-цыганских отношений, а другой - ортодокс в меньшей степени - пытался показать изменения в этих отношениях, начавшие появляться у части цыган, истинно поверивших в свое время советской пропаганде и пытавшихся начать жить по-новому, по-советски, то есть вторгался и в сферу цыган-нецыганских отношений.

Авторы полагают, что на современном этапе их работа далека от завершения и что для этого потребуются ещё значительные усилия.

Авторы будут признательны читателям за все их критические замечания, которые могут быть посланы одному из них по электронному адресу: vadimtoropov@inbox.ru .

Каждое слово в текстах на цыганских языках - фонематическая запись речи. Для записи слов использовался модифицированный русский алфавит:

а б в г гх д дж е ё ж з и й к кх л м н о п пх р рр с т тх у ф х ц ч чх ш ы ь э ю я

Согласные фонемы цыганских языков записываются следующими буквами или буквосочетаниями, каждое из которых принимается за один знак:

б в г гх д дж ж з й к кх л м н п пх р рр с т тх ф х ц ч чх ш

Буквосочетание дж обозначает звонкую шипящую аффрикату, то есть звук, похожий на начальный звук в английском слове joy, в конце слов он оглушается до [ч]. Буквосочетание гх обозначает звонкий заднеязычный спирант, похожий на украинское [г], в конце слов он оглушается до [х]. Буквосочетания кх, пх, тх, чх обозначают глухие придыхательные смычные и шипящую аффрикату, отличные от обычных [к], [п], [т], [ч] более сильным выдохом, напоминающим английский звук [h], который особенно чётко слышен в позиции перед гласным звуком. В иных позициях он артикулируется слабее, а конце слова практически не слышен. Рр обозначает картавый [р].

Двумя буквами в буквосочетаниях дж, гх, кх, пх, тх и чх записан один цыганский, а не два русских звука.

Все согласные буквы обозначают твёрдые согласные звуки, исключением из этого правила является звук [й] - мягкий по своей природе. После твердых согласных и й гласные звуки обозначаются буквами а, э, о, ы, у. Мягкость согласных звуков обозначается буквой ь или гласными буквами я, е, ё, и, ю. После й пишется и, а не ы.

Оглушение звонких и дезаспирация придыхательных согласных в конце слов не отражены.

Ударения указаны во всех многосложных цыганских словах подчёркиванием буквы, обозначающей ударный звук.

ОСНОВНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЦЫГАН

I

1 Цыгане правами и свободами пользуются от рождения. Признаётся, что они даны цыганам от Бога и никем не могут быть отняты.

2 В цыганском народе права и свободы цыган признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам обычного цыганского права.

3 Осуществление прав и свобод любого конкретного цыгана в идеале не должно нарушать права и свободы других цыган.

Права и свободы, действующие в цыганском обществе, неотделимы от членов общества как их носителей. Так как считается, что существование людей, в том числе и цыган - дело Божие, то и все права цыган - дар Божий, которые пользуются ими с момента своего рождения. Ранее в цыганском обществе существовал никем не нарушаемый принцип, что каждый зачатый ребёнок должен быть выношен и рождён, то есть признавалось право человека на своё рождение, ещё когда он находился в утробе матери.

Члены цыганского общества в зависимости от возраста и пола пользуются определёнными правами в их полном или ограниченном объёме. Права женщин традиционно более ограничены и лишь пожилые, в большинстве своём вдовые, женщины в семьях пользуются практически теми же правами, что и мужчины.

Обладание правами и свободами одних членов цыганского общества не должно нарушать прав и свобод его других членов. Не возможен ничем не ограниченный произвол при осуществлении или злоупотреблении правами и свободами. В цыганском праве заложен принцип уважения к правам и свободам других цыган.

Уважительное отношение к старшим членам своей общины у цыган - высшая традиционная добродетель.

II

1 Права и свободы в цыганском народе действуют непосредственно. Они определяют традиционные смысл и содержание, а так же толкование и применение законов цыганами и обеспечиваются цыганским правосудием.

Сохраняясь в устной традиции, права и свободы в цыганском обществе действуют и без учёта того, записаны они или нет. Права очень медленно, но всё-таки подвержены эволюции, особенно права и свободы, связанные с изменяющимися трудовыми отношениями. В пункте XXIV говорится, например, о праве на алиментацию нетрудоспособных членов цыганского рабочего коллектива по возрасту или болезни со стороны работающих членов цыганских коллективов. Это право весьма молодое, и оно возникло в цыганских хорах России довольно поздно, вероятнее всего, во последних десятилетиях XIX века.

Смысл каждого права определяется традиционными трактовками цыганами законов, порождённых этими правами. Цыгане постоянно, хотят они этого или нет, осознают это или нет, борются за сохранение своих прав и свобод, за их функционирование в цыганском обществе.

Борьба цыган за жизнь в поле своих традиционных прав и свобод засвидетельствована в исторических документах очень рано. До нас дошёл документ от 1423 года, выданный цыганскому табору, возглавлявшемуся воеводой Ладиславом. Выдана эта охранная грамота императором Сигизмундом, который в ней, в частности, требует со своих подданных "…оказать покровительство всеми способами, дабы воевода Ладислав и подвластные ему цыгане могли бы проживать без ущерба в стенах ваших городов…" И далее: "…Мы желаем и категорически настаиваем, что один лишь Ладислав-воевода имеет право карать и миловать виновных [цыган], у вас же такого права нет…" (Clebert Jean-Paul. Les Tziganes. P., 1961, р. 53). Подобная борьба за неподсудность цыган по законам окружающих их народов шла и в России, в которой цыгане реально жили по своим "законам", определявшим все стороны их общинной жизни.

Наиболее жизнеспособными обычно были лишь традиционные цыганские трудовые коллективы. Горький опыт по навязыванию цыганам иных форм трудовых коллективов (колхозы) свидетельствует, что они были всегда мало жизнеспособны, потому что цыгане - члены этих колхозов - всегда чувствовали, что их трудовые коллективы созданы по чуждым и часто непонятным для них нецыганским законам. Советские же власти никогда цыганские колхозы не принимали всерьёз, так как считали работавших в них людей, часть которых, возможно, искренне принявших идеи социализма, как это повелось в России ещё с эпохи императрицы Елизаветы Петровны (1759 год), за коллектив воров, за что-то непонятное, нерусское.

III

1 Все цыгане равны перед цыганским законом и судом.

2 Мужчины и женщины в цыганском обществе имеют собственные традиционные права и свободы.

Традиционный цыганский закон - основа жизни каждого цыганского народа. Только он - основной фактор, благодаря которому цыганский народ отличается от остальных народов мира.

Жизнь вне национального "закона" для цыган очень сложна, а часто и невозможна, поэтому можно сказать, что каждый цыган должен жить по закону, пришедшему к нему от предков. Перед цыганским законом равны все цыгане - и мужчины, и женщины, и молодежь, и взрослые люди, и пожилые. Однако по цыганскому закону права и обязанности мужчин и женщин, детей, взрослых и стариков различны и это - его основная особенность.

Для цыган-мужчин закон - кодекс чести. Он регулирует роль мужчины как главы семьи, рода, члена своего народа перед другими цыганами. Мужчина не только с юношеских, но с самых детских лет воспитывается как продолжатель дела его отца и деда, его предков. Его жизненный путь - создание крепкой семьи и передача традиционного образа жизни своим потомкам. Его заработок обычно расходуется на хозяйство.

Для цыганских женщин "закон" - неписаные правила поведения, которые регламентируют их поведение в семье отца до замужества, и в семье мужа после свадьбы.

Цыганская женщина-мать - продолжательница не только рода своего мужа, но и самого цыганского народа. Только она, родив детей от мужа-цыгана и воспитав их в культурной и духовной традиции, выполняет свою роль продолжательницы своего народа.

Именно для того, чтобы народ сохранялся, цыгане зорко оберегают своих детей от связей с инородцами. Видимо, поэтому в прошлом у них был обычай сватать будущих жен для своих сыновей, ещё когда те были детьми. Считается, что будущие супруги вырастают преданными друг другу, и их семьи сохраняются до их кончины и никогда не распадаются из-за разводов по поводу измены одного из супругов. Обычай ранних браков защищает как цыганских девушек, так и цыгангских юношей от возможности создать семью с человеком другой национальности.

Женщина обязана работать в хозяйстве родителей мужа, если они живут вместе и зарабатывать средства на пропитание семьи, если они живут отдельно, своим хозяйством. Она обязана быть почтительной и услужливой по отношению к мужу его родителям, а также братьям и сестрам мужа.

У крымских цыган молодая невестка (кр.-цыг. бори "невеста, невестка") в знак своего статуса замужней женщины обязана повязывать голову двумя платками и даже перед мужем оставаться в одном из платков, чтобы никто из мужчин не смог невзначай застать её с непокрытой головой (кр.-цыг. шэрнанги "с непокрытой головой"). Знаком особого почтения и уважения невестки по отношению к свёкру является у этого народа, например, мытьё ног отцу мужа перед сном.

Цыганская девушка до замужества или молодая невестка имеет право на похвалу со стороны родителей или родственников мужа. Её традиционно хвалят (рус.-цыг. шарна "они хвалят", кр.-цыг. махтадийэн "они хвалят") обычно для того, чтобы прошла молва, слава о её умении вести домашнее хозяйство, а главное - о её красоте и свойствах добытчицы. Молодую невестку хвалят, чтобы показать уважение к семье её родителей, а также показать собственное богатство, что именно они, эта семья, смогла взять себе эту трудолюбивую и уважительную цыганскую дочь.

Женщина по закону всегда находится под опекой мужчины. Старший сын в случае преждевременной кончины отца заботится и опекает сестёр и мать. Вдовые цыганки (кр.-цыг. пхивля) нередко проживали в семье брата с детьми, если повторно не выходили замуж.

Наибольшим уважением у цыган пользуется мужчина - мурш - как говорят русские цыгане, или когда, как говорят крымские цыгане, он – пуйэнго дад ("отец детей"), и женщина-мать, когда латэ си бори ("у нее есть невестка").

Предками-покровителями и прародителями цыганских родов обычно признаются мужчины, и в традиции, например, у большинства цыган называются десятки родов по именам мужчин: Пэтрэщи по имени цыгана Пэтро, Балищёни по имени цыгана Балищё и др. Из уважения к старым цыганкам, которые остались вдовами после смерти мужей и посвятили весь остаток своей непростой жизни семье: детям, внукам, цыгане-кэлдэрари знают род, который считает основателем женщину и называется её именем: Кумбриешти - род, названный по имени цыганки Кумбрии.

Обычно мужчина имел право быть вожаком табора (рус.-цыг. баро шэро "большая голова"), его светским администратором, хотя в судебных сходках могли прислушиваться не только к мнению мужчин, но и пожилых женщин.

IV

1 Признаётся право на жизнь. Жизнь даётся от Бога и никто не может быть лишён её.

В понимании цыган жизнь человека - священное явление, дающееся каждому из них от Бога и в идеале никто из цыган не может быть лишён её. Необходимо также упомянуть, что цыганский народ никогда не знал собственной армии, хотя бы небольших дружин, и никогда не был причиной войны, никогда их не затевал, не вёл и старался в них не участвовать, оставаясь сугубо мирным населением.

Каждый цыган убеждён, что для его жизни необходимы три важнейшие качества, которые он получает от Бога и которые он всю свою жизнь не перестаёт просить у него. В цыганском языке имеется слово Дэвэл (или Дэл для некоторых цыганских языков), которое сохранилось с древнейших времён и обозначает Бога - верховного творца, небесного отца, дарующего людям жизнь и определяющего её качественную сторону.

Русские цыгане-христиане говорят: "Дэвла, дэ ман састыпэн, зракх ман чёрипнастыр" ("Боже, дай мне здоровье, сохрани меня от бедности").

Молясь Дэлу, крымские цыгане-мусульмане, например, просят у него: "Дэвла, айадийэ ман! Дэ ман: лош, бах, састипэ!" ("Боже, пожалей меня! Дай мне: радость, счастье, здоровье!"). Именно радость, счастье и здоровье - те непременные слагаемые цыганской жизни, её качественные характеристики: крепкое физическое здоровье, радостное настроение (ментальная характеристика состояния цыганской души) и довольно мистическое понятие счастья, удачи во всём, во всех проявлениях жизни.

Итак, здоровье, радость и счастье - главнейшие божественные дары, которые определяют самые различные стороны жизни цыган, их отношения внутри цыганского народа и во многом другом. Божьему к ним благоволению в виде удачи, счастья цыганами придаётся огромное значение. Если русские в знак благодарности в первую очередь желают "спасения", то цыгане желают в первую очередь счастья, удачи и быть живым, говоря вместо русского "спасибо", крымско-цыганское "бах мэ дэл тут о Дэл!" ("счастья пусть даёт тебе Бог!"), а также русско-цыганское "йав джидо!" ("будь жив!").

Убийство цыганами своих соплеменников - большая редкость. Перед некоторыми пожилыми цыганами нами был поставлен вопрос: "Могло ли быть так, чтобы по цыганской неписаной традиции цыган мог убить другого цыгана и не быть наказанным со стороны соплеменников?" Ответы можно свести к следующим моментам цыганской жизни. В старину, когда гадже ("нецыгане") "не совали свой нос" в жизнь цыган, жена-цыганка за неверность мужу могла быть забита до смерти. Пожалуй, это единственный пример такого рода действий, так как убийство в цыганской среде по другим причинам приводило к различным видам наказания виновного со стороны родственников, которое могло повлечь смерть самого убийцы. Однако явления, приводившие к убийству, среди цыган чрезвычайно редки, хотя драки бывают, но при этом конфликтующие стороны обычно пытаются найти мирный выход из возникшей ссоры и примириться.

Убийства цыганами нецыган явление тоже весьма редкое. Нами были изучены дела цыган, некогда бывших заключёнными в Юрьевецкой уездной тюрьме (в настоящее время город Юрьевец Ивановской области) с 1868 по 1917 год - за это время (49 лет, почти полвека) не было ни единого случая убийств цыганами нецыган. Также обстояло дело за этот период времени и в Шуйской уездной тюрьме (в настоящее время город Шуя Ивановской области).

V

1 Признаётся право на ненадругательство над телом умершего цыгана, на достойное его погребение, неприкосновенность могилы и поминание в соответствии с обычаями и конфессиональной принадлежностью.

2 Признаётся право на наследование имущества умершего цыгана его родственниками.

3 Признаётся право завещать своё имущество.

В связи с тем, что человек смертен, его кончина должна быть естественной, ни кем и ни чем не нарушаемой по причине болезни или старости. Для каждой цыганской семьи кончина родителя или ребёнка - самая большая утрата. Поэтому погребение человека в цыганской среде - святая обязанность родственников умершего. По цыганским обычаям тело усопшего не должно покидаться родственниками, которые постоянно находятся около него с момента кончины до момента погребения. За всё это время тело не должно касаться земли, оно также не должно быть нарушено в своей целостности.

Русские цыгане, как правило хоронят на третий день. Обычно приглашается священник. Вокруг гроба в течение этих трёх дней, близкие и посторонние цыгане разговаривают, вспоминая покойного. В соседней комнате, или в соседнем доме, а в старину в палатке, женщины накрывают символический покойный стол: отдельно для мужчин, отдельно для женщин. Цыгане, проведшие возле покойного своё по совести время, кратко поминают и затем снова собираются в день похорон.

В старое время гроб с телом покойного ставили на телегу с запряжённой лошадью. На могильном кресте оставляется обязательно полотенце. На поминальном столе у русских цыган должна быть кутья из сладкого риса. Веселиться, петь, танцевать считается большим грехом.

У других цыган похороны обычно происходят на следующий календарный день после кончины. Для тела покойного в настоящее время в могиле обычно устраивается "склеп", который имеет дно и стенки, не позволяющие телу захороняемого касаться земли. Сверху "склеп" с гробом закрывается стеклом, а потом покрывается обычно железобетонными блоками, и лишь после этого "склеп" засыпается землёй и на могиле ставится памятник.

Первые поминки проходят в день похорон умершего. По христианской традиции, например, у цыган-кэлдэрарей траур по усопшему соблюдается родственниками обычно в течение года, причём за этот период даются трёхдневные, девятидневные, месячные, полугодовые и годовые поминки. По мусульманской традиции у крымских цыган также соблюдается траур по усопшему и отмечаются поминки семидневные, сорокадневные и годовые.

В "склеп" усопшему кладут деньги, чтобы, как считают многие цыгане, он не нуждался в потустороннем мире. В старину, когда была возможность, усопшего обряжали в чистую одежду. Хоронили на кладбищах, а если до ближайшего кладбища было очень далеко, то и просто в лесу.

Поминки (кр.-цыг. довас) у крымских цыган-мусульман имеют своё поминальное блюдо, которое называется "халва" (кр.-цыг. гхалва). Халва варится из жаренной пшеничной муки и напоминает индийскую халаву. Поминальная халва кладётся на две жареные пышки для каждого из участников поминок. За упокой души на поминках обычно выпивается водка, иногда вино. На каждых из поминок непременно совершается заупокойная поминальная молитва, по-крымско-цыгански довас ("поминки, молитва"). Для этого поминающие мужчины покрывают свои головы материей и воздевают руки перед своим лицом, произнося: "Писмиля, рабим!" (кр.-цыг. "Во имя Господа!") Считается, что чем более единодушны были творящие молитву и сотворили её все единовременно, в едином порыве, тем она более действенна и угодна Богу. Песни и танцы на поминках, если это не было последней волей умершего, запрещены у всех цыган. Поминальная халва у крымских цыган встречается в одной, жестокой по своей сущности, поговорке: "Кана амэ кан-хас ти гхалва?" ("когда мы съедим твою халву?"), особенно когда с ней обращаются к конкретному человеку.

Крымские цыгане часто поминают своих умерших предков и после того, как они приснятся, особенно, если во сне они чем-то не довольны или просили, или указывали на еду, показывая свой голод. По этому случаю человек, которому был сон, собирает стол. Готовится именно то блюдо, которое нравилось умершему или о котором они узнали из своего сна. Приглашаются люди и это блюдо съедается со словами: "Мэ овэл одова хапэ ангал одолэстэ" (кр.-цыг. "пусть будет та еда перед тем").


ПОЛНЫЙ ВАРИАНТ ПЕРЕХОД ПО ССЫЛКЕ http://liga-ivanovo.narod.ru/fenomen.htm [/size][/color][/color]


мое кредо по жизни--ты лучше голодай чем что попало есть и лучше будь один чем вместе с кем попало!!но все таки я надеюсь что найду свою вторую половинку а может и она меня!!
 
ЦЫГАНЕ=ROMA=Cingaris=GYPSIES=CIGANOS=吉普賽人=ZINGARI=जिप्सФорум » ЦЫГАНСКИЙ РАЗДЕЛ » форум murrshako » .АУДИО КНИГИ-ФИЛЬМЫ О ЦЫГАНСКОЙ ДОЛЕ И НЕ ТОЛЬКО! (КНИГИ-ФИЛЬМЫ =ВОЗМОЖНОСТЬ ОНЛАЙН ПРОСМОТРА!!!)
Страница 3 из 7«1234567»
Поиск:

тест скорости интернета
| Copyright MyCorp © 2017 | |