благодарю!!ромалэ
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

http://murrshako-rom.ucoz.ru$724.67$724.67Сколько стоит ваш?

С А Л О Н, ИЛИ М И Р С К А Я З А Л А - Страница 11 - ЦЫГАНЕ=ROMA=Cingaris=GYPSIES=CIGANOS=吉普賽人=ZINGARI=जिप्सФорум
RADIO

GIPSY VOICE
radio

ЦЫГАНСКИЕ СТРУНЫ
радио

Суббота, 19.08.2017, 06:28
Главная
Регистрация
Вход
Цыганский портал!!!приветствую ромалэ!!зачан!!
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 11 из 11«1291011
Модератор форума: Lucrecija 
ЦЫГАНЕ=ROMA=Cingaris=GYPSIES=CIGANOS=吉普賽人=ZINGARI=जिप्सФорум » ЦЫГАНСКИЙ РАЗДЕЛ » "Переулок госпожи Лукреции" » С А Л О Н, ИЛИ М И Р С К А Я З А Л А
С А Л О Н, ИЛИ М И Р С К А Я З А Л А
Lucrecija0636Дата: Воскресенье, 18.12.2016, 23:55 | Сообщение # 51
Группа: Модераторы
Сообщений: 108
Репутация: 3
Статус: Offline
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВ: О ЧЕМ ПОЮТ СОВРЕМЕННЫЕ ЦЫГАНЕ



Эльдар Рязанов, у которого Николай Васильев участвовал в съемках "Жестокого романса", называл артиста "цыганским Паваротти". Режиссер настоял, чтобы финальную фразу "Так вперед, за цыганской звездой кочевой…" в песне "Мохнатый шмель" исполнил не Никита Михалков, а тогда еще малоизвестный цыганский исполнитель Николай Васильев — с цыганской пронзительностью и безнадежностью. Позже редкое мероприятие Рязанова обходилось без сопровождения цыганского коллектива и лично любимого артиста. В том числе и открытие именного клуба "Эльдар".

Сегодня Николай Васильев возглавляет свой коллектив "Табор возвращается", который возит по городам и странам всё то, что так ценил Рязанов: цыганские хоры, гитаристов-виртуозов, исполнителей русских романсов и таборной народной песни, чечетки-венгерки и массовых плясок в сочетании с современными технологиями.

"Как-то на гастролях телеведущая спросила меня: ну и чем вы собираетесь нас удивлять? — вспоминает Николай Васильев. — Я ответил, боже упаси, кого-то удивлять, мы приехали радовать, поднимать настроение, вместе танцевать и петь. На наших концертах равнодушных не бывает. Вот такая цель у нашего первого визита в Ригу", — утверждает Николай Васильев.

— Когда вас называют "цыганом", вас это не обижает? В Европе нам рекомендуют использовать политкорректное слово "ромы"…

— В России мы не считаем это оскорбительным — нас тут испокон веков так называли. В Европе немного другое отношение, но ведь "ром" в переводе означает "цыган".

— В кино и на сцене мы видим одних цыган, на улицах — других, которыми родители детей пугают. Какие они, на самом деле, современные цыгане?

— Разные. В большинстве своем — обычные современные люди. Есть, конечно, среди них и те, о которых так любят негативно писать в средствах массовой информации, подчеркивая авантюризм и моменты, связанные с выживанием. В итоге складываются стереотипы, которые озлобляют людей против цыган и не дают возможности нормально жить тем, кто этого хотел бы.

Цыганам непросто. Исторически у них не было своей родины, вот и кочевали из города в город, из страны в страну, чтобы улучшать жизненные обстоятельства. Ведь у цыган традиционно очень большие семьи — не меньше пяти-шести детей.

— А у Вас сколько?

— Пока пятеро. Старшей — 41, она окончила Гнесинку, танцует фламенко и поет на разных языках, сейчас с семьей живет в Австралии. Младшему сыну — семь, он учится в одном классе государственного хорового училища им. Свешникова вместе с моим внуком. А внуков у меня пока шесть. Да и в моей семье росло пять братьев и сестренка.

Большинство моих соплеменников — вполне цивилизованные люди, которые идут в ногу со временем, занимаются бизнесом, ассимилировались в какой-то стране, приспособились к ее традициям, политике, религии. Цыгане представляют чуть ли не все основные конфессии — есть среди них буддисты, мусульмане, католики, протестанты, ну а русские цыгане — традиционно православные. Скажем, у нас в семье главными праздниками были Пасха, Рождество, Петров день, праздники Николы, Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Мама с бабушкой сами пекли куличи, красили и святили парнорэ, запекали гусей, кур, индюшек, готовили савияко (цыганский рулет с начинкой из творога с изюмом — прим. ред.)

И это естественно, ведь исторически гонения на цыган начинались тогда, когда цыгане, перекочевав из одной страны в другую, начинали устанавливать свои правила в чужом монастыре. Но цыгане — не воины, а скорее дипломаты, вот и принимали условия игры.

— В Латвии цыгане говорят на смеси своего языка и латышского, а иногда — и русского.

— Это наглядный пример нашей кочевой дипломатии. Корни-то у всех одни — индийские, но диалекты у всех разные, приспособленные к местности. Про это вам бы лучше рассказала моя сестренка Надежда Георгиевна Деметер — она профессор, доктор исторических наук, цыганолог, несколько книг на эту тему написала.

Скажем, в 1991-м году мы с папой и дядей возили наше большое шоу в Бразилию — там нас встречали соплеменники. Думали, как же будем общаться? Оказалось, что мы друг друга прекрасно понимаем. Если у них в речи и возникали непонятные слова, а у нас — русские, то объяснялись жестами. И так во всем мире. Единственные цыгане, с кем нам не удалось преодолеть языковой барьер, финские, уж очень у них язык и акцент трудные для нашего уха.

— С латышскими цыганами у вас нет связи?

— Удивительно, но в Риге я до сих пор ни разу не был. Давно мечтал приехать. Есть поверье, что все цыгане — родственники. Скажем, я — потомок двух больших родов Васильевых и Деметеров. Фамилия Деметеров известна на весь мир — это крупнейший международный клан. Только у моего деда было 12 братьев. Куда бы я ни приехал, всюду живут мои, пусть и дальние, родственники. Скажем, моя сестра профессор Надежда Деметер — президент нашей цыганской автономии России, она представляет российских цыган по всему миру.

Думаю, после концерта в Риге к нам придут местные цыгане на беседы, а то и застолья. У нас это быстро образуется — с песнями и плясками. Я не знаю цыганскую семью, которая бы не пела и не танцевала. Когда за столом собирается свадьба по 200-300 гостей — каждая семья что-то исполняет. И все талантливо.

— Обычай воровать невест у вас еще работает? Например, Вы свою ― украли?

— Можно сказать и так! Моя жена — азербайджанка, ее папа был против, но мы поженились. Вообще-то, кража невест, как правило, связана с тем, что семья не может себе позволить пышную свадьбу на 200 человек. Тогда молодые договариваются бежать, а потом просят прощения у родных на коленях (раз уж все случилось) и празднуют более скромно. Правда, невеста уже не в белом платье.

— Периодически в прессе освещаются скандалы, как цыганки выходят замуж и рожают в 14— 15 лет. Но для цыган ведь это нормально?

— Любит желтая пресса раздувать скандалы на ровном месте! На самом деле, такие ранние браки в цыганских семьях всегда приветствовались. Кровь горячая, девушки созревают рано, а невеста должна быть целомудренной до замужества. Обычно такие браки заключаются по согласованию сторон. Дружат два отца семейства — у них рождаются дети, они и договариваются, что как дети подрастут, семьи породнятся во имя общего благосостояния. Дары на свадьбу начинают собираться заранее. Так что всё происходит само собой.

Скажем, мой племянник влюбился в цыганскую девушку, когда ему было 19, а ей не было 15. Они договорились и бежали. Все закончилось хорошо — у них трое деток. Так что 14 лет — нормальный возраст. А цыганские семьи — очень крепкие и стабильные. И детей они никогда не бросают. Другое дело, когда брак заключается против воли молодых — я считаю, что это преступление.

— На днях общалась с одной бабушкой — она рассказала, как цыганка в юности предсказала ей всю дальнейшую жизнь. И все исполнилось, как по нотам. Ваше будущее вам уже нагадали?

— Что такое гадание? Как правило, это большое знание жизни и людской психологии. Но есть и люди, которые наделены особым даром — их очень немного. Моя бабушка и мама были профессиональными гадалками. Но своим гадать нельзя.

У меня на эту тему была любопытная история. В 1993 году я впервые приехал в Америку, и в первый же день наша команда познакомилась с шеф-поваром ресторана — эмигранткой изо Львова. Пошли к ней в гости, пели, танцевали, выпивали, а потом мы с ней отправились пополнять запасы в магазин. По дороге она спрашивает: ты настоящий цыган — погадай! Я говорю: в будущее заглядывать — грех, но, если хочешь, расскажу все о твоем львовском прошлом и переезде. И рассказал. Она помрачнела, но ничего не сказала…

Прошло много времени — она звонит в Москву, поздравить с праздником. Говорит: хочу извиниться, ты помнишь, как ты мне гадал? Помню. Я тогда подумала: какие нехорошие люди меня окружают — не успел человек приехать, как ему обо мне все рассказали. Но сейчас я поняла, что, кроме меня, на тот момент, ты еще ни с кем не был знаком. Так вот, все тобой сказанное было чистой правдой.

— Во сколько лет вы начали петь?

— С рождения, а то и до него. С пяти лет мы с девятилетним братом Вячеславом исполняли серьезные народные песни. Меня ставили на стул, чтобы наш рост выровнялся, и все слушали "братьев Васильевых". А мы даже не до конца понимали, о чем поем… Все мои дети — музыканты. Старший сын Георгий — солист Новой оперы, окончил Академию хорового искусства и аспирантуру по специальности дирижер. Он пел в Большом театре главную партию в "Травиате", у него контракты по всему миру. И жена его поет. И трое деток. Мой старший внук, девятиклассник, пел на открытии Олимпиады в Сочи. Другой внук — потрясающий пианист.

— И никому медведь на ухо не наступил?

— Да. Думаю, это генетически заложено. Отсутствие слуха — это нонсенс для цыган. Я таких не знаю даже.

— И что, все ваши потомки будут артистами?

— Мы не давим — делают, как хотят. Сейчас цыганская молодежь старается получить высшее образование. В моем кругу общения есть молодые юристы, доктора, косметологи… Все артисты нашего шоу — дети выдающихся артистических династий… Увы, сейчас цыганское искусство переживает не легкие времена. Я бы сказал, табор ушел в небо. С ностальгией вспоминаем рассвет конца 80-х, когда ни один новогодний огонек или концерт без нас не обходился.

— С чем это связано?

— Не знаю. Сегодня чаще зовут подтанцевать или подпеть какой-нибудь звезде. Я всегда отказываюсь от таких предложений — только самостоятельный номер, а потом уж можно и подпеть-станцевать. Как-то мы были на одном корпоративе, спели красивую песню "Верба". Обратно летели в самолете с Любой Успенской. Подошел ее директор: Любе понравилась ваша песня, она хочет ее исполнить на бенефисе с вашим хором. Я поблагодарил, но отказался: мне это не интересно. Он вернулся через 10 минут: а что Вам интересно? Я предложил дуэт — разделить песню на мужскую и женскую партии. Так мы и спели в Кремле, а потом на гастролях — в Нью-Йорке, Швейцарии, Украине… Песня очень хорошо принималась.

— Может вам пора переформатироваться на современный лад?

— Почему наш коллектив называется "Табор возвращается"? Не только потому, что табор ушел в небо и не вернулся. Но и потому что мы пытаемся позиционировать себя как хранители традиционных для России народных цыганских песен в исполнении хора, подобных которому в мире нет. Это классика. А мода вернется.

Последнее время в Европе популярна балканская цыганская музыка — своего рода балаган с медными трубами, который воспел в своих фильмах Эмир Кустурица. Мы — другие. На одном фестивале мы пели получасовую программу вживую безо всякой электронки и даже микрофонов, а в публике сидел Хулио Иглесиас. После нашего выступления он встал и сказал: "Я сам наполовину цыган, мне казалось, что в этом искусстве я знаю все, но то, что я услышал от вас, заставило меня плакать".

В России уже сложилась особая цыганская культура, которая переплелась с русской. Знаете, кто был первым исполнителем песни "Валенки"? Лидия Русланова пела ее в 40-е годы, а у меня есть запись 1911 года, на которой эту песню поет Настя Полякова — солистка ансамбля ресторана "Яр". И первой исполнительницей песни "Ой, полным полна моя коробочка!" была цыганская певица Варенкова. Так повелось.

― Как вы попали в фильм "Жестокий романс"?

― Мне как раз вчера звонила супруга Эльдара Александровича и спросила меня о том же. История простая. В 50-х годах был очень популярный певец Михаил Михайлович Шишков, мой дед, который исполнял цыганские песни и русские романсы. Он принимал участие в съемках фильма "Анна на шее". Рязанов сперва пригласил на съемки его, но Шишкову уже было много лет и ему не понравилась роль человека, заискивающего перед купцами: "Барин приехал!". Он предложил моих родителей, а те взяли с собой меня, неизвестного молодого исполнителя.

Так получилось, что Эльдар Александрович больше всего сдружился со мной. Это было прекрасное время! Для меня уже видеть всех этих звезд было счастье — Михалков, Фрейндлих, Мягков, Петренко, юная Лариса Гузеева, которая все бегала гадать к нашим девочкам. Позже на Мосфильме записывали песни. Изначально мы должны были просто подпевать Михалкову, но композитор Петров и Рязанов отправили меня к музыкальному редактору. Зашел: там сидит, такая дамочка с папироской в зубах и говорит: иди к роялю — бери "ля"! Я сперва не понял, но потом как заголосил. Ей так понравилось, что мне поручили петь сольную фразу "Так вперед, за цыганской звездой кочевой, На закат, где горят паруса…" Так и родился наш дуэт с Михалковым. И эта песня стала нашей визитной карточкой.

Позже Михалков приглашал нас на съемки рекламных компаний и в советско-итальянский фильм "Очи черные" с Марчелло Мастрояни, и на Дни российской культуры в Каннах. Последний раз мы виделись в Нью-Йорке — сидели в компании, вдруг один из гостей говорит: "Я не понимаю, Никита Сергеевич здесь, Коля Васильев здесь, цыганский хор здесь, а где мохнатый шмель?" И мы запели.

С Ларисой Гузеевой мы тоже как-то смешно пересеклись. Меня позвали в один новый ресторан на 25-летие свадьбы друзей. На входе отдаю пальто — подходит метрдотель: Вас к телефону. Я говорю: меня тут никто не знает. Но он дает трубку, а в ней смех: Колька, привет, это я, Лариска, посмотри в зал!

— А как складывались Ваши отношения с Рязановым?

— Очень тепло. Он приглашал нас на разные мероприятия, в передачи "Белый попугай" и "Сегодня с вами я, цыгане!" в ресторане "Яр", в клуб "Эльдар", на канал Рен-ТВ… Помню, мы с супругой были приглашены на юбилей Рязанова. Приехали в зал "Россия", заходим — Рязанов общается с Людмилой Гурченко. Увидев нас, он замолк на полуслове, вспорхнул, подбежал, расцеловал… Это было очень приятно. Когда его не стало, у меня было чувство, как будто я потерял родного человека.

Недавно я написал сценарий концерта и предложил его вдове Эмме Валериановне, что мы назовем концерт "В память Рязанова". Она сказала: "Ни в коем случае не "в память" — в честь!"

Концерт коллектива Николая Васильева "Табор возвращается" пройдет 20 декабря в 19.00 в рижском Доме Конгрессов.

По материалу Кристины Худенко. Источник:
http://www.delfi.lv/showtime/news/culturepark/intervi..

https://www.youtube.com/watch?v=yzvPcJc_Pu4

Прикрепления: 8067831.jpg(25Kb)
 
Lucrecija0636Дата: Понедельник, 02.01.2017, 20:11 | Сообщение # 52
Группа: Модераторы
Сообщений: 108
Репутация: 3
Статус: Offline

А. Плещеев

ЦЫГАНЕ

(Из жизни старого Петербурга) 

  Я любил и люблю цыганское пение, был знаком с выдающимися цыганскими певицами и певцами, бывал у них в гостях и слушал их очень часто. Меня всегда интересовала история цыганских хоров. Однажды в июне 1883 года ко мне зашел умерший года четыре назад известный современному Петрограду дирижер цыганского хора Ник. Ив. Шишкин. Я попросил Шишкина рассказать мне, что он помнит о цыганских хорах и записал его рассказа, напечатав три дня спустя в одной из столичных газет. Мне удалось разыскать этот фельетон. Воспроизвожу его и прошу читателей заметить, что он относится ко времени, отдаленному от нас тридцатью двумя годами. *** Вскоре после бродивших таборами цыган, у некоторых богачей помещиков появились свои хоры из крепостных, а впоследствии организовались хоры, которые распевали в домах по приглашению. Затем в Москве, да кажется и в Петербурге, существовали специальные залы, куда ездили только для того, чтобы цыган послушать… Постоянное пребывание цыганских хоров по ресторанам существует лишь около двадцати лет. В былое время кто влюблялся в цыганку и решался ее похитить, выкупал ее из табора. В настоящее время хоры существуют на паях, смотря по достоинству певца или певицы. Цыганки бегут из хоров, когда вздумают, без всяких выкупов. Несколько лет тому назад, цыгане по ресторанам зарабатывали по пятисот и шестисот рублей в вечер, а теперь зарабатывают двести, так и то слава Богу, а триста весьма редко. Знаменитыми цыганскими хорами считались хоры братьев Ильи и Петра Соколовых, имевшие пребывание в Москве, но приезжавшие и в Петербург. Илья Соколов и в позднейшее время не мог отвыкнуть от кочевой жизни, разъезжая с табором… Славился хор Васильева, из которого вышла целая плеяда красивейших певиц цыганок. Затем хор Григория Соколова, певший постоянно в столице… В настоящее время могут похвалиться хор Гроховского (и Ник. Шишкина добавил я застенчивому собеседнику). 

Шишкин ездил в Париж во время выставки — об этой поездке я скажу дальше. Наконец, выдается хор Петрова, поющий в «Каскаде»1… При Илье Соколове была знаменитая певица и очень красивая женщина — Стеша… Одна из известнейших итальянских певиц того времени, услыхав ее, пришла в такой восторг, что сняла с себя шаль и подарила Стеше. У Стеши были две дочери Ольга и Анюта… Водевиль «Цыганка»2, и теперь идущий с успехом на сцене, написан автором, имевшим в виду эту Ольгу. Не менее известна была Марья Осиповна, сестра Соколова, обладавшая чудным голосом и гремевшая по Москве… При Соколове пела и Таня, увлекавшая великого поэта. Она не была особенно хороша собой, но пользовалась успехом, благодаря ея обворожительному пению. У Излера, на месте нынешней «Аркадии», пела сестра Григория Соколова, Маша, красивейшая женщина… Там же, когда приезжал Васильев, очаровывала всех Маня и сестра его Любовь Васильевна… Маня была высокая стройная красавица с прекрасными глазами… ею сильно увлекалось довольно известное и богатое лицо в столице… Маня умерла очень недавно, всего около года назад. Кроме красоты она обладала звучным голосом и у Излера производила сенсацию среди любителей цыганского пения… И теперь про нее вспоминают… Три песни, именно: «Я цыганка — быть княгиней», «Что так жадно глядишь на дорогу» и «Не уезжай, голубчик мой», она исполняла как никто. Сын и дочь Васильева, Петр и Маша, поют в «Самарканде». Нельзя пройти молчанием Машу Розанову, прозванную современниками «розанчиком»… — она, действительно, говорят, напоминала розан… Теперь в Москве, в ресторане «Стрельна», поет Саша из хора Васильева. Ее прославило когда-то исполнение песни «Лен ты мой, лен», от которой купечество с ума сходило. По красоте была знаменита еще Дуняша, из хора Ильи Соколова. Она не пела совсем, но за один взгляд и за улыбку ей не мало бросали денег. Феноменальным меццо-сопрано обладала Анюта из хора Соколовых. Благодаря романтической истории, она покинула хор и уехала в провинцию. В провинции пользовался успехами хор Орлова. В этом хоре хорошо пела дочь его Паша и производила постоянно фурор венгерско-цыганской пляской его жена. Дочь вскоре умерла от чахотки. В цыганских хорах выдвинулись также знаменитые плясуньи, которых специально съезжались смотреть, так например: Матвей Петров и Алексей Соколов. По пляске они считались не имеющими соперников. Хор Ильи Соколова делал самые блестящие дела, загребал одно время деньги, как говорится, лопатой. 1 Теперь «Вилла Роде». 2 Н. Н. Куликова.

Знаменитая цыганка Ольга Андреевна Шишкина, и теперь еще красавица, начала свою карьеру в хоре Васильева, потом подвизалась в ресторане «Ташкент», откуда позднее перешла в хор Гроховского в «Самарканде», где подвизался и брат ея Дмитрий, сильный тенор3. Теперь Ольга поет редко. (С. 11) Хор Ник. Шишкина, распевающий теперь в «Аркадии», ездил, во время выставки, в Париж и пел в «Трокадеро». Вильмесан, владелец «Фигаро», два раза приглашал цыган петь к себе в редакцию. На одном их этих вечеров присутствовал шах персидский, которому особенно нравилась цыганская пляска. Он от души смеялся. На первом вечере у Вильмесана цыган слушал Оффенбах. Который благодарил Ник. Шишкина и записал несколько исполняемых им романсов. До вечера у Вильмесана персидский шах увидел цыган, выходящих из «Трокадеро». — Что это за люди? — спросил он. — Русские цыгане. — Что же они делают? — Поют и пляшут. — Пускай пропоют и попляшут. Где-то на веранде Ник. Шишкин пропел с хором ряд песен и получил от шаха двадцать русских золотых. Национальные яркие костюмы цыган очень понравились парижской публике… Хор Ник. Шишкина, ездивший за границу, состоял из сорока человек. В хоре Ник. Шишкина была очень хорошая певица Катя, сестра его, прозванная «курским соловьем»… Она ездила из Москвы петь в Царское Село на какой-то праздник, простудилась и умерла 19 лет… Катя была красива собой. В его же хоре выступала популярная в Петербурге Пиша (Олимпиада), которая впоследствии вышла замуж и исчезла с горизонта цыганских хоров; необходимо еще упомянуть о цыганской звезде — Кате Хлебниковой, из хора Соколова. Она пела у Излера… в честь ея даже названы были какие-то особенные пироги в московских трактирах. На конфетных коробках красовались, бывало, портреты Хлебниковой, и увлекались ею и стар, и млад. Выдающаяся цыганка-красавица Зина, пела у Яра в Москве. Она, несмотря на успех, покинула хор. Много нашими барами и представителями других классов общества истрачено денег на цыган. 3 Впоследствии этот певец с феноменальным голосом был любимцем петербургской публики. Он умер относительно недавно.
Достаточно сказать, что, например, разбогатевший железнодорожник П. тратил на цыган по 600 руб. в вечер. Л., получивший недавно наследство, тратил на них еще больше. Цыгане обогащают и те рестораны, где они поют, привлекая «солидную» публику. Цыганское пение далеко не вышло из моды, хотя уже не пользуется прежней славой. Это происходит от того, что нынче мало солисток… Вдохновенный цыганский романс под гитару не умрет. *** В Петербурге после моей беседы с Н. И. Шишкиным пользовались особенной любовью публики Ольга Петровна и Нина Дмитриева, обе они вышли замуж и покинули хоры. Одно время отличались А. В. Хлебникова, типично исполнявшая песню «Конфетка моя, леденистая», в которой встречались такие строки: Обобью я гроб батистом, А сама пойду к артистам. Хлебникова тоже вышла замуж и, несколько лет спустя, скончалась. Назову еще Домашу, певшую песню «Не ходи-ка ты на лед», Палашу, отличавшуюся в пляске. Обе оне были в хоре Н. Шишкина. Тенора Дмитрия Шишкина, о котором говорится выше, иначе не называли на афишах, когда он появлялся в концертах, как «цыганским Мазини». Выдающимся гитаристом был Н. И. Шишкин, а теперь известен этим искусством А. Шишкин. Я слышал первого гитариста старика Соколова, приезжавшего в Петербург на короткое время. Он играл в «Ливадии» его имя увековечено в одной из цыганских песен. Это был настоящий виртуоз. Гитара его и плакала и веселилась. Громадный успех имела песня, которую он играл на гитаре, а потом ее подхватывал хор. У всех еще в памяти мастерица цыганской песни покойная Варя Панина и многие слышали З. А. Давыдову, не выступающую больше в концертах. После Паниной никто лучше ея не исполняет цыганского романса полного грусти, восторга и вдохновения. Всех не вспомнишь.

Плещеев А. Цыгане: Из жизни старого Петербурга // Столица и усадьба. Пг., 1915. № 38—39. С. 10—11.

 
Lucrecija0636Дата: Четверг, 05.01.2017, 16:54 | Сообщение # 53
Группа: Модераторы
Сообщений: 108
Репутация: 3
Статус: Offline
АНТОЛОГИЯ ОДНОЙ ПЕСНИ: ДУША КОСОЛАПАЯ

23 декабря 2016 года восьмидесятилетие отметил Юлий Черсанович Ким — выдающийся советский и российский поэт, композитор, бард, драматург, сценарист, участник диссидентского движения в СССР. Юлий Ким — лауреат множества литературных и музыкальных премий и автор около полутысячи песен, одна из которых получила вторую жизнь на цыганской эстраде.

Трудно назвать более популярную и часто исполняемую современную цыганскую песню, чем «Душа косолапая», записанная десятками цыганских артистов и исполнителей цыганского репертуара.

В 1957 году, будучи студентом МГПИ, Юлий Ким посвятил эту песню своей приятельнице. Мелодия была произвольной. Текст отличает колоритный язык, богатство поэтических средств и близость к народному творчеству, характерные для песенной стилизации — оригинального песенно-поэтического жанра, в котором работает Ким. Возможно, песня так и осталась бы безызвестной, если бы не была подхвачена цыганскими исполнителями, которым она оказалась близка.

В цыганский эстрадный репертуар песня Кима проникла не раньше 1970-х годов, вероятнее всего, из советских фильмов, где она прозвучала. К примеру, фрагменты песни можно услышать в картинах «В огне брода нет» (реж. Г. Панфилов, 1968) и «У озера» (реж. С. Герасимов, 1969). А в вышедшем в 1978 г. фильме «Чужая» (реж. Владимир Шредель) песня Кима звучит на титрах в исполнении актрисы Ии Савиной.

Эстрадные цыганские варианты исполнения многочисленны и многообразны. На цыганской эстраде песня пережла существенную переработку. В современных версиях от оригинального текста остался только один куплет или всего строчка. Кроме того, существуют варианты с куплетами на цыганском языке. Мелодия цыганской версии устойчива и далека от первоисточника.

Так выглядит полный текст прототипа, написанного Юлием Кимом в 1957 г.:

На ночных кустах ветки трогая,
Выхожу один да на дорогу я.
Темнота кругом несусветная,
Замолчала ночь беспредметная.

Что ж ты, ночь, молчишь, не шевелишься,
На взаимную любовь не надеешься?
Распускается сирень за заборами,
Псы голодные орут за которыми.

Не решу никак незадачу я:
Отчего у собак жизнь собачая?
Знать хозяин их хуже Каина,
Убежать бы им от хозяина,

От хозяина, злого жадины,
Не зазря же им клички дадены!..
Эх, душа моя косолапая,
Ты чего болишь, кровью капая,

Кровью капая в пыль дорожную?
Не случится со мной невозможное!
Без любви прожить не получится,
А зазря любить ― только мучиться...

Не смотри ж ты, ночь, исподлобия,
Злого недруга наподобие,
Не смотри ж ты, ночь, не подглядывай,
За мою судьбу не загадывай!

А так звучит наиболее популярный сегодня современный цыганский вариант:

Am………………Dm7
Ты — душа моя, косолапая,
……….E
Что болишь ты у меня, 
..Dm…...E7..Am
Кровью капая?
………Dm7…..G7…….Cmaj…C
Кровью капая в пыль дорожную?
……...Dm………….E7….Dm7…E..Am7
Не случилось бы со мной невозможное.
………..Dm7…G7……Cmaj C
Кровью капая в пыль дорожную?
……..Dm ………… E7…Dm7 E Am
Не случилось бы со мной невозможное.

Я люблю тебя, ты — судьба моя,
Без тебя мне жизнь моя
Опостылая.
Без любви мне жить — только маяться,
Так у нас, у нас с тобой получается.
Без любви мне жить — только маяться,
Так у нас, у нас с тобой получается.

Ты — душа моя, косолапая,
Что болишь ты у меня, 
Кровью капая?
Кровью капая в пыль дорожную?
Не случилось бы со мной невозможное
Без любви мне жить — только маяться,
Так у нас, у нас с тобой получается.

1. Вариант куплета на цыганском языке.
Кэ рома явьём, кэ зажиточна,
О рома джювэн кана положительно.
Э бравинта пьен ящикэнца,
А ё грэн онэ чорэн табунэнца.

(Подстрочный перевод).
К цыганам я пришел, к зажиточным,
Цыгане живут положительно.
Водку пьют ящиками,
А коней они воруют табунами.

2. Вариант куплета на цыганском языке.
Ко рома явьём, ко зажиточна,
Ё рома ё барвалэ, дриван положительна.
Е бравинта пьяс ящикэнца,
Яда грэн амэ традас табунэнца.

(Подстрочный перевод).
К цыганам я пришел, к зажиточным,
Цыгане богатые, очень положительные.
Водку пьем ящиками,
Коней мы гоним табунами.

Предлагаем вам послушать песню "Душа косолапая" в исполнении цыганских артистов и автора, и, конечно, спеть самим!

Расшифровка текстов и перевод: https://vk.com/romanessite
При подготовке материала использована заметка Игоря Грызлова (2008 г.).
 
ЦЫГАНЕ=ROMA=Cingaris=GYPSIES=CIGANOS=吉普賽人=ZINGARI=जिप्सФорум » ЦЫГАНСКИЙ РАЗДЕЛ » "Переулок госпожи Лукреции" » С А Л О Н, ИЛИ М И Р С К А Я З А Л А
Страница 11 из 11«1291011
Поиск:

тест скорости интернета
| Copyright MyCorp © 2017 | |