благодарю!!ромалэ
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

//murrshako-rom.ucoz.ru$724.67$724.67Сколько стоит ваш?

ЛАВКА ДРЕВНОСТЕЙ - Страница 4 - ЦЫГАНЕ=ROMA=Cingaris=GYPSIES=CIGANOS=吉普賽人=ZINGARI=जिप्सФорум
RADIO

GIPSY VOICE
radio

ЦЫГАНСКИЕ СТРУНЫ
радио

Пятница, 26.04.2024, 02:32
Главная
Регистрация
Вход
Цыганский портал!!!приветствую ромалэ!!зачан!!
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Модератор форума: Lucrecija  
ЦЫГАНЕ=ROMA=Cingaris=GYPSIES=CIGANOS=吉普賽人=ZINGARI=जिप्सФорум » ЦЫГАНСКИЙ РАЗДЕЛ » "Переулок госпожи Лукреции" » ЛАВКА ДРЕВНОСТЕЙ
ЛАВКА ДРЕВНОСТЕЙ
LucrecijaДата: Четверг, 07.06.2012, 09:06 | Сообщение # 16
Группа: Администраторы
Сообщений: 824
Репутация: 35
Статус: Offline
ЦЫГАНСКИЙ ПЕТЕРБУРГ (продолжение)

Цыганская слободка на Охте (30-е гг.)

Мы находимся на восточной окраине Петербурга – на Ириновском проспекте. Ириновский проспект находится в Красногвардейском районе между проспектом Металлистов и рекой Большой Охтой.
Богатые торфяные месторождения под Петербургом долгое время оставались нетронутыми. Лишь в конце XIX века иачалась разработка торфа близ деревни Ириновки (название деревни произошло от существовавшей там часовни «святой великомученицы Ирины»).
В 1892 году Ириновское промышленное общество открыло узкоколейную железную дорогу между Ириновкой и Большой Охтой. По этой дороге, названной Ириновской, в Петербург доставляли топливо и строительные материалы. Когда вдоль узкоколейки образовался проспект, его также назвалй Ириновскии.



В 1930-х годах Ириновский проспект значительно реконструирован. Узкоколейка и вокзал, находившийся у выхода улицы Панфилова к Неве, были разобраны. По проспекту пролегла трамвайная линия.
Что-то здесь осталось от старой застройки, в остальном же – типичный современный проспект «спального района».


Нам это место интересно исторической связью с цыганами: в 30-е годы здесь располагалась «Цыганская слободка». В «Словаре петербуржца» Н.А.Синдаловского (СПб, 2002) о ней сказано так:
«ЦЫГАНСКАЯ СЛОБОДКА. Деревянные дома-бараки, построенные в 1930-е гг. на Охте специально для цыган.» Охта – район большой; кроме того, существуют Большая Охта и Малая, и установить, где именно в то время находилась Цыганская слободка, имея только эти сведения, несколько лет назад для меня не представлялось возможным. Поиски в интернете ни к чему не привели, и, если разыскать Цыганский дом на Васильевском острове, благодаря рассказам В.Шефнера и радиопередаче «Городской наблюдатель» оказалось не слишком сложно, то в случае со Слободкой зацепиться пока было не за что. И вот, несколько лет спустя, у меня появляется «Охтинская энциклопедия. Малая Охта» А.Краснолуцкого, и я нахожу там следующую выдержку из старого путеводителя (Ленинград. Путеводитель. Т.II. М.-Л., 1933. С.292): «Если перейти по мосту за Жерновкой [старинная усадьба] снова на правый берег Охты, то здесь, по Ириновскому проспекту, у границы города увидим Липотонный завод им. Воровского... Выходя отсюда на Большую Охту по Ириновскому проспекту (по нему раньше проходила узкоколейная железная дорога – «Ириновка», а теперь здесь идет трамвай к Пороховым), встречаемся с характерным бытовым явлением современности: влево от дороги ряд деревянных стандартных домов-бараков – «Цыганская слободка», построенная в последние годы специально для цыган, обращающихся к оседлой жизни.» Сразу отметим, что правый берег (по течению реки), очевидно, северный берег. В книге «Охта» Н.Столбовой (М.-Спб., 2008) находим следующие сведения: «В 1930-е гг. на Пороховых, далеко от центра города, в основном лагодаря притоку населения извне, сформировалась многонациональная общность. Жили немцы, к ним большей частью принадлежал еще дореволюционный инженерно-технический состав комбината, поляки, татары... В окрестностях находился китайский совхоз «Красный Восток», где жили и работали китайцы. Около Колтушей традиционно располагались финские деревни. В районе сегодняшних кварталов Пороховых вдоль Ириновского проспекта тянулось цыганское поселение. На месте современных кварталов пороховых стояли частные дома с палисадниками, дворами, немудреным хозяйством.. Многонациональное, в основном, «пришлое» население Пороховых приносило свою культуру и традиции».
Осталось только выяснить, в какой именно части Ириновского проспекта находились бараки (он не слишком длинный, но все же – проспект, не менее 40 домов, а кроме того, проспект подвергался реконструкции). Дальнейшие исследования привели вот к чему. В одном из справочников улиц Петербурга читаем:
Первоначально проспект шел между современным проспектом Энергетиков и рекой Охтой, а с 1930-х годов до 16 октября 1978-го в него включался и участок между нынешними проспектами Металлистов и Энергетиков, где пролегала трамвайная ветка, затем перенесенная на Большую Пороховскую улицу. В конце 1970-х проезд на этом участке исчез. Этим же постановлением 1978 года часть проспекта между проспектом Энергетиков и Бокситогорской улицей отошла к Большой Пороховской улице. За два года до этого, 6 декабря 1976 года, Ириновский проспект был продлен от реки Охты до улицы Коммуны; в справочнике определены такие границы: Ириновский пр. (с 6 декабря 1976)
• от Бокситогорской ул. до р. Охты — Ириновский пр. (1914 — 6 декабря 1976)
• от пр.Наставников до ул.Коммуны — 4-я Жерновская ул. (3 декабря 1956 — 6 декабря 1976) — 4-я линия (1896 — 3 декабря 1956)



Итак, в 30-е годы Ириновский проспект не выходил за пределы реки Охты, граница города проходила примерно там же (на плане города 1901 г. она расположена даже ближе, рядом с Большеохтинским кладбищем); продлили проспект на восток значительно позже, следовательно, в 30-е годы он шел от реки до проспекта Металлистов (ныне это Большая Пороховская), а нынешний Ириновский начинается за рекой и идет на восток. Если следовать описанию в «Охтинской энциклопедии», то можно предположить, что Слободка, возможно, как раз и располагалась на участке между рекой Охтой и Бокситогорской улицей. Далее идет Большеохтинское кладбище.

Впрочем, быть может, среди уважаемых посетителей есть жители Петербурга, которые знают (или знали) тех, кто в 30-е годы населял Цыганскую слободку? Может быть, даже среди наших гостей есть потомки прежних обитателей Цыганской слободки? Очень ждем ваших рассказов. Хотя известно и то, что судьба охтинских цыган была столь же трагична, как и судьба российских цыган во времена сталинских рапрессий. У Николая Бессонова приведены следующие сведения: «Сразу же после введения паспортной системы началась крупная спецоперация по «чистке» крупных городов от «нежелательных элементов». 1933 год ознаменовался началом массовых репрессий против кочевого народа.» «С Большой Охты тогда брали всех подряд: и тех, кто по-старинке жил в шатрах, и тех, у кого были свои дома.» «Жертвы ленинградских облав высылались в Норильск, причём выжившие цыгане рассказывают о жесточайших условиях содержания и очень высокой смертности.» (Газета «30 октября», 2002, 22,23, 26. http://gypsy-life.net/history-main2.htm )


Прикрепления: 6720288.jpg (39.5 Kb) · 9712193.jpg (8.8 Kb) · 4958698.jpg (63.3 Kb) · 2281109.jpg (54.4 Kb)


Будьте благословенны! Лукреция Альба
 
LucrecijaДата: Пятница, 19.10.2012, 17:27 | Сообщение # 17
Группа: Администраторы
Сообщений: 824
Репутация: 35
Статус: Offline
СТАРЫЕ ЦЫГАНСКИЕ ФОТОГРАФИИ











http://romi.nb.rs/eng....page=40
Прикрепления: 3303771.jpg (179.2 Kb) · 6375597.jpg (258.4 Kb) · 9310783.jpg (153.0 Kb) · 9509126.jpg (292.4 Kb) · 4103206.jpg (245.2 Kb)


Будьте благословенны! Лукреция Альба
 
LucrecijaДата: Вторник, 23.10.2012, 17:43 | Сообщение # 18
Группа: Администраторы
Сообщений: 824
Репутация: 35
Статус: Offline


http://romi.nb.rs/eng....page=40
Прикрепления: 7829766.jpg (207.6 Kb) · 0155459.jpg (205.1 Kb) · 1162930.jpg (177.1 Kb) · 1806403.jpg (405.1 Kb) · 4060989.jpg (305.0 Kb)


Будьте благословенны! Лукреция Альба
 
LucrecijaДата: Пятница, 30.11.2012, 16:23 | Сообщение # 19
Группа: Администраторы
Сообщений: 824
Репутация: 35
Статус: Offline
ЦЫГАНСКИЙ ПЕТЕРБУРГ
(ПРОДОЛЖЕНИЕ)


Петербург в 1913 году

За заставой воет шарманка,
Водят мишку, пляшет цыганка
На заплеванной мостовой.
Паровик идет до Скорбящей,
И гудочек его щемящий
Откликается над Невой.
В черном ветре злоба и воля.
Тут уже до Горячего Поля,
Вероятно, рукой подать.
Тут мой голос смолкает вещий,
Тут еще чудеса похлеще,
Но уйдем - мне некогда ждать.

Анна Ахматова

ВЕСЕЛЫЙ ПОСЕЛОК (о происхождении названия)

Версия цыганская.
Жителей Петербурга удивит следующий факт, цыгане появились в России через Санкт-Петербург. . Произошло это в начале XVIII в. - ещё в 1697 году один из русских авторов писал: "Цыгане суть люди в Польщи, а поидоша от немец..." В этой короткой фразе содержится по меньшей мере три смысловых момента. Во-первых, указано, где цыгане обитают, во-вторых, объясняется, откуда они туда прикочевали, и, наконец, ясно, что в России их пока ещё нет.
Первые официальные упоминания о новом национальном меньшинстве мы находим в указах от 1733 г., связанных с необходимостью содержать армию. Согласно указу императрицы Анны Иоанновны, при создании Сумского, Ахтырского и Изюмского полков было решено обложить налогами только что появившихся в России кочевников. Цыганам дозволено было "жить и торговать лошадьми; а так как они показали себя здешними уроженцами, то предписано было включить их в подушную перепись там, где жить пожелают, и положить в раскладку на Конной Гвардии полк"
Русские цыгане - потомки немецких. Стоит ли удивляться, что их вторым названием было "халадытко рома", что в переводе означает "солдатские цыгане". Забегая вперёд, скажем о фактах, опровергающих стереотипное представление о пацифизме этого народа. Даже в России, где не было нужды избегать гонений, пришельцы продолжали вставать под воинские знамёна. Солистка первого цыганского хора Стеша именовалась Солдатовой, то есть была дочерью солдата.
Постепенно сложилась новая этническая группа "русска рома" со своим диалектом. До перекочёвки в Россию цыгане долго прожили на польской территории - (об этом говорят известные в артистической среде фамилии Марцинкевич, Дулькевич, Гроховский). В диалекте русских цыган тоже ясно прослеживается польское влияние. Такие слова, как "лазня" (баня), "вэнзло" (узел), "сэндо" (суд), "тарго" (рынок) и поныне в ходу. Однако русская среда оказала ещё более мощное влияние. Цыганские глаголы стали применяться с русскими приставками, появился целый блок новой лексики.
Цыгане занимались барышом с конями. Интересно, что барышники предпочитали не продажу, а мену лошадей. Здесь русский цыган был вне конкуренции, и когда в Россию прибыли венгерские цыгане-ловари, они не смогли тягаться в конных рядах с людьми, знающими потребности рынка и русский язык. За столетия, проведённые в России, наши цыгане переняли очень многое и в обычаях, и в фольклоре. В кочевой быт прочно вошли знаковые атрибуты России: иконы и самовар.
Говорить о цыганской национальной кухне сложно. Возле шатров готовили примерно те же блюда, что замечали у коренного населения, причём в неизбежно упрощённом виде, поскольку костёр и горячие угли не могли заменить печь. Впрочем, кочевые цыганки и не имели особенно много времени на хозяйство. С утра и до позднего вечера босые женщины и девушки ходили по деревням и городским улицам, никогда не упуская случая погадать и снять порчу, спеть и сплясать, приворожить или выпросить что не жалко. Их мужья и братья тем временем лечили конские хвори или азартно торговались на рынках. Большинство семей вело полуосёдлую жизнь. Кочуя в тёплое время, они останавливались на зиму в крестьянских домах. Тесное общение с хозяевами привело к заимствованию сказок и свадебной обрядности, а также к осмыслению и переработке русской музыкальной традиции. Именно это позволило цыганам занять уникальное место в российской культуре. По всей стране возникли профессиональные хоры, слушать которые любили представители элиты, включая знаменитых литераторов и композиторов. Недаром возникла шутливая присказка: "Русский человек умирает два раза: один - за родину и один - когда слушает цыган". Петербургские хоры приобрели популярность несколько позже московских, но здесь сформировалась особая исполнительская манера, которая по сию пору высоко ценится в профессиональной среде.
Один из первых хоров появился в Петербурге в начале XIX века. Его содержал на своей даче отставной ротмистр Савва Яковлев. Со временем возникли поселения хоровых цыган в Новой Деревне и на Чёрной Речке.
Таким образом можно сказать, что название района Веселый поселок из-за цыганского табора очень сомнительно. Ведь только постоянное упоминание названия Веселый поселок позволяло привиться этому названию в местности. Мало вероятно, что табор особенно привлекал людей, да и цыган беднота Невской заставы не привлекала, а ийти до более денежного центра города далековато.

http://hevemor.jimdo.com/%D0%B2%....E%D0%BA




Будьте благословенны! Лукреция Альба
 
LucrecijaДата: Вторник, 05.03.2013, 18:19 | Сообщение # 20
Группа: Администраторы
Сообщений: 824
Репутация: 35
Статус: Offline


"СТРАХ". Конец XIXв. Фотография Эмиля Золя
Прикрепления: 2596921.jpg (46.0 Kb)


Будьте благословенны! Лукреция Альба
 
ЦЫГАНЕ=ROMA=Cingaris=GYPSIES=CIGANOS=吉普賽人=ZINGARI=जिप्सФорум » ЦЫГАНСКИЙ РАЗДЕЛ » "Переулок госпожи Лукреции" » ЛАВКА ДРЕВНОСТЕЙ
Поиск:

тест скорости интернета
| Copyright MyCorp © 2024 | |