благодарю!!ромалэ
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

http://murrshako-rom.ucoz.ru$724.67$724.67Сколько стоит ваш?

ПРАВОЗАЩИТА ЦЫГАН - Страница 3 - ЦЫГАНЕ=ROMA=Cingaris=GYPSIES=CIGANOS=吉普賽人=ZINGARI=जिप्सФорум
RADIO

GIPSY VOICE
radio

ЦЫГАНСКИЕ СТРУНЫ
радио

Понедельник, 18.12.2017, 00:38
Главная
Регистрация
Вход
Цыганский портал!!!приветствую ромалэ!!зачан!!
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 3 из 5«12345»
Модератор форума: Lucrecija 
ЦЫГАНЕ=ROMA=Cingaris=GYPSIES=CIGANOS=吉普賽人=ZINGARI=जिप्सФорум » ЦЫГАНСКИЙ РАЗДЕЛ » "Переулок госпожи Лукреции" » ПРАВОЗАЩИТА ЦЫГАН (Ссылки, контакты, адвокаты и правозащитники)
ПРАВОЗАЩИТА ЦЫГАН
LucrecijaДата: Вторник, 13.09.2011, 14:40 | Сообщение # 1
Группа: Модераторы
Сообщений: 824
Репутация: 35
Статус: Offline
УВАЖАЕМЫЕ ГОСПОДА, РОМАЛЭ И НЕ ОЧЕНЬ! ПРОШУ ВАС СО ВСЕЙ СЕРЬЕЗНОСТЬЮ ОТНЕСТИСЬ К ЭТОМУ РАЗДЕЛУ, ТАК КАК НИКТО ИЗ НАС САМИХ, НАШИХ РОДНЫХ, ДРУЗЕЙ И БЛИЗКИХ НЕ ЗАСТРАХОВАН ОТ НЕПРИЯТНЫХ ВСТРЕЧ С ТАК НАЗЫВАЕМЫМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ, КОТОРЫЕ ЗАЧАСТУЮ ИМЕЮТ К ПРАВООХРАНЕ И ПРАВОПОРЯДКУ БОЛЕЕ ЧЕМ СОМНИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ (В ОСОБЕННОСТИ, ЕСЛИ В ИХ ПОЛЕ ЗРЕНИЯ ОКАЗЫВАЕТСЯ "ЛИЦО ЦЫГАНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ"), И ОТ НЕ МЕНЕЕ НЕПРИЯТНЫХ КОНТАКТОВ С ЧИНОВНИКАМИ, ЧЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ, ГРАЖДАНСКИЙ И НРАВСТВЕННЫЙ ОБЛИК НЕ НУЖДАЕТСЯ В КОММЕНТАРИЯХ. ЗДЕСЬ, НА ЭТОЙ СТРАНИЦЕ, МЫ БУДЕМ СОБИРАТЬ ВАЖНЫЕ ССЫЛКИ ПО ЗАЩИТЕ ЦЫГАН ОТ ПРАВОВОГО БЕСПРЕДЕЛА И ДИСКРИМИНАЦИИ, АДРЕСА И ТЕЛЕФОНЫ ЦЫГАНСКИХ ЮРИСТОВ И АДВОКАТОВ И ВСЮ ИНФОРМАЦИЮ, КОТОРАЯ МОЖЕТ БЫТЬ НАМ С ВАМИ ПОЛЕЗНА. ПОТОМУ ЧТО ЦЫГАНСКАЯ ПРАВОЗАЩИТА СУЩЕСТВУЕТ, ЕСТЬ ЮРИСТЫ И АДВОКАТЫ, КОТОРЫЕ ОКАЗЫВАЮТ ПОМОЩЬ ЦЫГАНАМ, НО МНОГИЕ ЛИ ИЗ НАС ЗНАЮТ, КУДА МОЖНО ОБРАТИТЬСЯ, ЕСЛИ ВЫ СТОЛКНУЛИСЬ С НАРУШЕНИЕМ ВАШИХ ПРАВ ИЛИ ПРОСТО НЕЖЕЛАНИЕМ МЕСТНЫХ ЧИНОВНИКОВ РЕШАТЬ ВАШИ ПРОБЛЕМЫ (ЖИЛИЩНЫЕ, ПАСПОРТНЫЕ И Т.П.)? СО ВРЕМЕНЕМ, Я ДУМАЮ, МЫ СИСТЕМАТИЗИРУЕМ ЭТУ ИНФОРМАЦИЮ И ОТКРОЕМ ОТДЕЛЬНЫЙ СПРАВОЧНЫЙ, ЮРИДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ НА САЙТЕ.
ПОСЕМУ - БОЛЬШАЯ ПРОСЬБА К ОСВЕДОМЛЕННЫМ ПОСЕТИТЕЛЯМ САЙТА: НЕ ТОЛЬКО ДЕЛИТЬСЯ ИНФОРМАЦИЕЙ И НУЖНЫМИ АДРЕСАМИ ЦЫГАНСКИХ ПРАВОЗАЩИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РАЗНЫХ ГОРОДАХ РОССИИ И СНГ, НО И ДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ ИНФОРМАЦИЯ ЭТА СТАЛА ДОСТУПНОЙ КАК МОЖНО БОЛЬШЕМУ КОЛИЧЕСТВУ ЦЫГАН. ПО ИДЕЕ, В КАЖДОМ ЦЫГАНСКОМ ДОМЕ БУМАЖКА С АДРЕСАМИ И ТЕЛЕФОНАМИ ПРАВОЗАЩИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ЦЫГАНСКИХ ЮРИСТОВ ДОЛЖНА ВИСЕТЬ РЯДОМ С НОМЕРАМИ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ ИЛИ СКОРОЙ ПОМОЩИ. ДО ТОЙ УТОПИЧНО-БЛАГОДАТНОЙ ПОРЫ, ПОКА НЕОБХОДИМОСТЬ В ЭТИХ ТЕЛЕФОНАХ НЕ ОТПАДЕТ. В НАШИХ СИЛАХ НЕСТИ В СВОЙ (ИЛИ ДРУЖЕСТВЕННЫЙ ВАМ) НАРОД ЗНАНИЯ О ЕГО ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЕ! НЕТ НИЧЕГО ХУЖЕ И ОПАСНЕЕ РАВНОДУШИЯ!


Будьте благословенны! Лукреция Альба

Сообщение отредактировал Lucrecija - Вторник, 13.09.2011, 14:41
 
murrshakoДата: Среда, 21.08.2013, 16:51 | Сообщение # 11
Группа: Администраторы
Сообщений: 2053
Репутация: 55
Статус: Offline


XIX

1 Признаётся право на частную собственность, на обладание имуществом, на его использование, владение и распоряжение им как единолично, так и совместно с другими лицами.

2 Никто из цыган не может быть лишён своего имущества иначе как по решению цыганского суда, сходки и воли вожака табора.

В цыганских семьях кроме личных вещей, принадлежащих тому или иному члену семьи, имеются вещи, которыми пользуются все. Дети, взрослея, получают многие вещи из собственности родителей в их личную собственность, но во многих случаях молодёжь, уже создавшая свои семьи, ещё ведет хозяйство сообща и пользуется многими предметами, например, инструментарием для кузнечного дела, сообща.

По цыганской традиции имущество всегда принадлежало главе семьи и было его собственностью, именно он обладал им, пользовался и распоряжался единолично. Перед нами налицо примеры частной собственности.

Была ли у цыган общественная, общетаборная или какая другая собственность? Вероятнее всего, общественная собственность у цыган была довольно редким явлением. Определенная степень обобществления собственности могла быть, например, в цыганских хорах. По всей видимости, общей собственностью можно будет признать довольно большие дома, в которых, как в общежитиях, жили члены хоров, часто не будучи родственниками друг другу. Эти дома покупались совместно участниками хора и являлись общественной собственностью, принадлежавшей хористам, включавших людей, принадлежавших различным семьям.

Лишение одних цыган собственности другими - явление довольно редкое, и подобные явления могли иметь место в основном лишь за обман или длительную неуплату долгов. Обычно конфликтующие стороны по этому поводу собирали сходки, на которых и рассматривался вопрос о погашении долгов путем продажи, иногда принудительной, имущества, которым мог являться: дом, скот, изделия из драгоценных металлов и др.

В случае изгнания цыгана из семьи, а также одновременно и из табора, он мог лишиться своего имущества по воле родителей или вожака табора.

Традиционный кочевой образ жизни диктовал свои приоритеты в имуществе. Для любой цыганской семьи хороший конь был основным имуществом, от силы, здоровья и выносливости которого зависела жизнь кочевников. Коней любили, их холили, о них заботились как о самом дорогом. Напротив, иная скотина рассматривалась как имущество, которое может без особого сожаления быть продано или съедено. Вслед за конём шли шатёр и кибитка, а также хорошая, иногда отделанная серебром упряжь. Уже многие годы цыгане практически не кочуют, но старики до сих пор традиционно сохраняют - на всякий случай - палатку, используя её в летнее время.

Цыганки на одежду, особенно детскую, смотрели как на хлам. Имея по-многу детей и этого "хлама", который часто просто не в состоянии были выстирать при кочевье, они были вынуждены постоянно просить у людей одежду для малышей, а грязные вещи время от времени выкидывать или сжигать. Так одна маленькая девочка рассказывала, что её мать сожгла все её вещи и оставила лишь одно платьице, и что она с мамой скоро вновь пойдет просить одежду по людям.

У крымских цыган вещи, которые касались, например, свинины как предмета торговли, могли по традиционным поверьям считаться ритуально грязными и должны были быть выброшены. К этому разряду вещей могла относиться и посуда, из которой ели и пили не цыгане, то есть не мусульмане.

Желая перевести цыган к оседлому образу жизни, ещё царское правительство императора Николая I помогало цыганам в обзаведении хозяйством. Но они обычно проживали выделявшиеся средства, снимались с мест своего водворения и без всякого сожаления продолжали обычную кочевую жизнь.

После 1956 года цыгане, получив от советского государства субсидии на строительство домов, многие бывшие тогда остродефицитными и строго фондируемыми строительные материалы продавали, а деньги проживали, требуя у советских органов значительно большего количества стройматериалов, чем это было необходимо для строительства.

Выстроенные дома также стали предметами в первую очередь торговли с целью получения прибыли, так как легко можно было выхлопотать разрешение на строительство нового дома. Видимо, жизнь в доме и до настоящего времени воспринимается цыганами как нечто временное для них. Многие говорят: "Если потребуется, то хоть сейчас разобьём шатры и будем жить в них".

XX

1 Признаётся право на эксплуатацию земельных и иных природных ресурсов в ареалах цыганских кочевий.

2 Признаётся право иметь землю в частной собственности.

Цыгане, приходившие из одного государства на землю другого, в старые времена представали перед властями тех государств в образе паломников, идущих к святым местам. В XV веке во многих государствах Европы их сначала принимали довольно радушно, но кочевой образ жизни, своеобразное ведение хозяйственной деятельности, столь отличное от такового у всех народов Европы, в основе которого уже давно лежала частная собственность на землю, продолжали существовать. Цыгане обычно не стремились приобретать землю и оставались не прикреплёнными к ней. Они практически везде были пришлым и довольно чуждым для местного населения элементом.

Цыганам в Европе всегда приходилось кочевать по чужим землям и эксплуатировать ресурсы чужих владений (рек, лугов, лесов, полей). Именно подобная эксплуатация без владения и права на распоряжение земельными угодьями была характерна только для цыганского народа (не говоря о военных захватах и завоеваниях территорий, то есть тайное использование материальных богатств). Народами Европы цыгане, отличавшиеся образом ведения хозяйственной деятельности и жизни, чаще всего воспринимались как воровские шайки. Поэтому их обычно репрессировали, выселяли то из одного, то из другого государства. При этом некоторые виды цыганского собирательства могли быть рассматриваемы юристами как узаконенный вид воровства.

В Российской империи основными предметами воровства были лошади. За конокрадство примерно до 1870-х годов цыган из европейской части России ссылали в Сибирь, в Тобольскую и Енисейскую губернии. Позднее высылка в Сибирь за эти преступления была отменена. Мнение о цыганах, как о народе, в котором воруют поголовно все, в Российской империи сложилось уже к середине XVIII века, что и послужило властям поводом для борьбы с кочевым образом его жизни. Эта борьба продолжается с попеременным успехом и в современную историческую эпоху.

Кочевой образ жизни заставлял цыган по иному, чем нецыган, эксплуатировать землю и природные ресурсы. Ареалы кочевий цыганского табора были внушительны и составляли иной раз свыше десяти тысяч квадратных километров. Ареал обычно определялся для русских цыган ярмарками, на которые они приезжали торговать лошадьми. В царской России в верхнем течении реки Волги крупные соседние ярмарки были в Нижнем Новгороде и, например, в Макарьеве, расстояние между которыми составляло около 180 километров. Табор, кочевавший по дорогам, соединявшим эти две ярмарки, имел ареалом кочевья как минимум площадь в 1000 квадратных километров.

Кочевые цыгане останавливались и проживали на одном и том же месте недлительные отрезки времени, продолжительность которых зависела от количества цыган в таборе, количества нецыганского населения в том или ином селе, городе или деревне, которые могли быть субъектами цыганского интереса, количества скота в таборе и количества пастбищ, окружавших таборную стоянку. Но скорее всего длительность остановки табора в немалой степени зависела от окружавших властей, которых цыгане по своему не писанному правилу старались всячески задобрить.

Покупать земли и использовать их в своем хозяйстве при кочевом образе жизни цыгане были просто не в состоянии, поэтому они эксплуатировали землю, точнее - пастбищные и лесные угодья, как бы нелегально, можно сказать, что они это делали "на птичьих правах", а точнее, по некоему изначальному праву, давно уже канувшему в Лету - праву людей Земли, проживающих в той или иной её части. Пользование природными ресурсами по этому, как мы полагаем, древнему исконному праву людей Земли шло вразрез с правом частной собственности населения Российской империи на землю и её ресурсы. Русские крестьяне подобное использование земельных ресурсов цыганами - травлю покосов и посевов зерновых культур - определяли как воровство, что обычно каралось законами Российской империи.

Цыгане лишь пользовались землей, находившейся в собственности других владельцев, но практически никогда не распоряжались и не владели ею. Цыганский народ при императрице Анне Иоанновне Указом от 5 июля 1733 года был приписан в военным полкам и обложен подушной податью в пользу этих полков.

Власти царской России пытались поселить цыган на земле. Одна из подобных попыток была предпринята в 1836 году. В Инкерманском крае (территория современной Одесской области Украины) на пустующих землях были организованы два цыганских поселения: Каир и Фараоновка. Поселяемые в них цыгане получали денежную помощь (32 рубля серебром на семью) на обзаведение земледельческим инвентарём и на строительство жилья. Однако результаты этого акта водворения цыган были такими: истратив всё, полученное для обустройства имущество, цыгане снялись с предоставленных им земель и продолжили свою кочевую жизнь, "не желая привыкать к жизни поселянской". Можно сделать вывод, что для цыган реальное обладание землёй шло вразрез с их традиционным образом ведения хозяйства и было для них неприоритетным.

Но иногда цыгане, например, в XIX веке в Сибири, с охотой получали земельные наделы, но сами лично их обработкой не занимались, а за плату большую, чем подушный налог того времени, сдавали их в аренду местным крестьянам.

Уже в эпоху СССР советское правительство организовало цыганские национальные колхозы, в которых их члены-цыгане имели земляные паи и хотя бы формально являлись собственниками этих паёв. Цыганские колхозы, которых исследователи насчитывают 52, просуществовали весьма недолго, но дольше, чем цыганские школы, и весьма быстро были реорганизованы в хозяйства смешанного типа.

И даже для постсоветской эпохи нам не известно, чтобы цыгане становились фермерами, то есть сельскохозяйственными рабочими, они до сих пор традиционно являются или ремесленниками, или торговцами, но не крестьянами. Необходимо отметить, что во второй половине XIX века, после отмены крепостного права, цыгане центра России уже в подавляющем большинстве были мещанами, то есть не знали крепостной зависимости.

XXI

1 Признаётся право на эксплуатацию людских трудовых ресурсов своего народа и населения, среди которого проживают (кочуют) цыгане.
Эксплуатация цыганами труда цыган отличается от эксплуатации труда нецыган.

В цыганских семьях традиционно самые тяжелые работы по хозяйству выполняют молодые женщины, это молодые невестки, а если их нет, то жёны или старшие дочери. Молодые же парни и мужчины занимались традиционными для этого цыганского народа промыслами и занятиями. Разумеется, что работа в семейном хозяйстве, несмотря на её большой объём и тяжесть, никем не оплачивается, члены семьи благодаря этой работе получают необходимые услуги для продолжения своего дальнейшего существования.

В цыганской среде обычно не принято нанимать других цыган выполнять какую-нибудь работу за деньги. Для этого нанимают людей из нецыганского населения. Для цыганской же традиции характерна организация трудовых коллективов, каждый член которого получает свой пай в деньгах, полученных коллективом от своей деятельности. Глава коллектива, если таковой имеется, тоже получает свой установленный пай. Глава при этом никогда не нанимает других цыган за деньги, таким образом, цыгане всегда работают сообща, артельно.

Цыгане эксплуатируют цыган иным образом - путём дачи денег или товара в долг на определённый срок. При этом процент за пользование деньгами или товаром устанавливается так, чтобы обе из сторон получили прибыль.

Так как традиционно в цыганском обществе профессии делятся на те, которыми занимаются цыгане, и на те, которыми занимаются нецыгане, то признаётся, что цыгане изделиями или услугами своих профессий удовлетворяют нецыганское население, которое, в свою очередь, своими изделиями и услугами удовлетворяет потребности цыган. В этих случаях каждая из сторон получает плату за услуги или плату за изделия.

Цыгане всегда рассматривали нецыганских жителей ареалов своих кочевий как потенциальных субъектов своих интересов. В царской России у русских цыган существовало даже понятие "маз" - человек-нецыган, являющийся объектом торгового интереса цыгана. Засвидетельствовано в языке русских цыган выражение "позэть маза", то есть "прощупай человека", который заинтересовал тебя, на пример торговой сделки: купли, продажи или мены. При сделках с мазами обычно не было такой ответственности, как перед цыганами за рекламации при продаже плохого товара или больных лошадей. Для придания товарного вида лошадям чистили десны и подпиливали зубы для придания им вида зубов молодой скотины.

У цыган существует неписаное правило: не стоит заниматься тем, что смогут сделать нанятые за деньги нецыгане. Цыган должен заниматься получением денег для оплаты труда этих людей.

У цыган, занимавшихся ремесленнической деятельностью, традиционные трудовые коллективы составляли её основу. Именно в этих коллективах, при совместном труде, например, цыгане-кэлдэрари могли из металла делать ёмкости, часто довольно больших объёмов, предназначенных для хранения и перевозки жидкостей и сыпучих продуктов. Только бригаде, состоящей из десяти и более человек, было под силу ремонтировать ёмкости элеваторов, в которых нужно было чинить поврежденные стенки.

Указ 1956 года о привлечении цыган, занимающихся бродяжничеством к общественно-полезному труду, нарушил работу кочевых кэлдэрарских артелей-вортэчий. После запрета кочевать члены цыганских артелей не могли переезжать в поисках заказов на новые места. Некогда самостоятельные артели были включены в состав имевшихся в то время государственных предприятий, то есть они были подчинены руководителям предприятий и от этого полностью потеряли самостоятельность. Артельщики были вынуждены порой многие месяцы голодать, так как для них на предприятиях работы запланировано не было, а оплата за труд была определена сдельной. Работа артельщиков не была подкреплена также и сырьём, которое всегда было дефицитным и строго фондировалось.

В Ивановской области члены одной из артелей цыган-кэлдэрарей несколько месяцев оставались без заработной платы ввиду отсутствия работы по их специальности. Они были вынуждены обратиться к начальству с ультимативным требованием, чтобы им была выплачена заработная плата, объём которой позволил бы жить им и их семьям. Вслед за этим группа цыган через районное начальство добилось разрешения на создание самостоятельной бригады лудильщиков, которая могла бы сама искать работу. Однако областное начальство категорически запретило создание цыганской артели, заставив цыган голодать вновь. Необходимо заметить, что цыганки-кэлдэрарки в это время по указу 1956 года не могли заниматься гаданием и хоть как-то материально поддерживать семьи. Они были вынуждены по указу также работать за мизерную плату на работах, не требовавших от людей высокой квалификации, которую цыганки и не имели.

Цыгане-кэлдэрари предпринимали все попытки по восстановлению традиционных для них артелей, и как только мероприятия по борьбе с их "бродяжничеством" у властей отошли на второй план, вернулись к своему привычному образу ведения трудовой деятельности.

Мы уже отмечали, что русские цыгане частично сохраняли право на занятие частным извозом на собственных лошадях. Крымские цыгане-кузнецы никогда не создавали крупных артелей, а работали чаще семьёй, в которой отец был кузнецом, сыновья, а если их не было, то старшие дочери или жена, были молотобойцами. Цыгане-ловари создавали музыкальные ансамбли, добиваясь их аккредитации при каком-нибудь дворце или доме культуры или филармонии. Инструменты и костюмы ими арендовались обычно за 40% заработанных денег. В крупных городах это обычно были смешенные ансамбли из представителей цыган разных народов. Наибольшей жизнеспособностью обладали ансамбли Н. Жемчужного, Д. Вишневского, Т. Филимоновой и др. Некоторые таборы влашских цыган в 1970-80 годах стали собираться в комплексные артели и начали разъезжать по колхозам и предлагать свои услуги: мужчины чинили весь сельхозинвентарь и любую другую технику, производили строительные работы, а женщины чинили одежду, обувь, вязали, варили травы для лечения и, естественно, гадали.

 
murrshakoДата: Среда, 21.08.2013, 16:54 | Сообщение # 12
Группа: Администраторы
Сообщений: 2053
Репутация: 55
Статус: Offline

XXII

1 Признаётся право свободно распоряжаться своими способностями к труду, сохранять традиционные виды трудовой деятельности или выбирать иной род трудовой деятельности.

2 Признаётся право на достойную оплату за труд.

3 Признаётся право на отдых (празднование праздников).

Самостоятельно цыгане избирают новые для себя, нетрадиционные для народа профессии очень редко. Можно отметить, например, интересный факт, что группа молодых цыган-крымов, проживавших в районе черноморского побережья Краснодарского края, решила освоить новую профессию шофера. Они отнеслись к этому весьма серьёзно, обучение прошли в городе Анапе, каждый из них успешно сдал экзамены на право вождения автотранспорта, получил права и до сих пор многие работают шоферами. Русские цыгане также стали в последние 20 лет заниматься машинами. Но эти цыгане редко где-либо обучались на шоферов, многие из них являются шоферами-самоучками. Покупая старые легковые машины, они с помощью нанимаемых русских шоферов ремонтируют их и перепродают, подобно своим отцам и дедам, когда те занимались в свое время конями. Здесь машины остаются предметами торговли и получения прибыли. Они, как и лошади в старые времена, стоят во дворах в ожидании ремонта или покупателя, сами же русские цыгане шофёрами на предприятиях почти нигде не работали (примеры единичны).

Цыгане каждой из групп основу своей жизни видят в получении прибыли от своего традиционного рода деятельности. Какой бы традиционной ремесленной деятельностью цыгане не занимались, они всегда предпочитали получение прибыли сразу, то есть произвёл вещь и тут же реализовал (продал) её, получив прибыль. Получение прибыли в русском языке по отношению к цыганам всегда обозначалось словом "барышничество" и особенно в эпоху советского общества несло отрицательную смысловую окраску, хотя в цыганском обществе подобная смысловая окраска изначально отсутствует. В кэлдэрарском языке со значением "барыш" используется слово "добында", в крымско-цыганском языке слово "кяри", а в русско-цыганском "кофо".

Право на получение барыша чётче всего имеет место в представлениях русских цыган. Испокон веку эта группа цыган занималась торговлей конями и домашним скотом. Основные средства к существованию для них давали коммерческие операции с лошадьми: покупка с выгодой, продажа с выгодой, разведение лошадей с целью получения от них потомства и, конечно, прибыли (третий вид операции в реальной жизни довольно редок).

Цыгане продавали коней не только русским крестьянам для их хозяйства, татарам на мясо, но и друг другу. В советский период, особенно после известного указа 1956 года, по которому цыгане должны были принимать участие в работе на социалистических государственных предприятиях, а частное предпринимательство среди них всемерно подавлялось, многие из русских цыган имели в личных хозяйствах коней и работали по частному извозу, а также, имея плуги, занимались ежегодной вспашкой частных огородов.

И сейчас любой из видов цыганского предпринимательства направлен на быстрое и по возможности лёгкое получение как можно более крупной прибыли. Говорят: "Если продавать так дом или машину, а не жареные семечки". В последнее время в России стала расти частная предпринимательская деятельность среди цыган. Появились цыганские фирмы и малые предприятия, занимающиеся продажей и куплей квартир, домов, дач, гаражей, земельных участков под строительство.

Определённый доход даёт гадание, ворожба, целительство (снятие сглаза, порчи). Известны случаи, когда за свою ворожбу цыганки получали крупные суммы денег (например, 900 рублей в ценах 1985 года). Известны случаи, когда некоторые из ворожей с помощью гипноза и мысленного внушения заставляли людей самих без сожаления отдавать все ценные вещи из домов. Люди в подобных случаях начинали понимать, что произошло непоправимое, часто лишь через некоторое время.

Деньги, взятые при гадании (по объяснению, например, некоторых крымских цыганок - плата за сделанную гадаемому человеку молитву, которая составляла непременную часть обряда гадания и на самом деле часто помогала этому человеку, давая улучшение его физического состояния), не могут быть возвращены.

Гадание в понимании цыган - определённого рода традиционная трудовая деятельность с мистической, духовной направленностью, за которую положено вознаграждение. Прошение милостыни как самостоятельное явление довольно редко, оно обычно является составной частью гадания.

Цыгане умели не только работать, но и отдыхать. Праздники были, в основном, двух видов: семейные (свадьбы, крестины и дни рождения) и религиозные (Рождество, Пасха, день святых Петра и Павла; для цыган-мусульман: Йылбаши (Старый Новый год), Егоря (день святого Георгия) и др.).

Цыганский труд не знал таких понятий, как норма выработки, рабочее время или выходные дни. Обычно выходные дни воскресенья цыгане проводили на ярмарках или базарах, торгуя изделиями своего ремесла или скотом, а в советский период истории России - "дефицитом". Поэтому отдыхать по воскресеньям можно было не всегда. Цыгане-мусульмане соблюдали пятницу, и именно этот день был для них днём отдыха. В старое время они обычно держали Уразу, то есть своеобразный пост, во время которого целый месяц Рамадан не принимают пищу до захода Солнца и появления на небе звёзд.

На всех цыганских праздниках безукоснительно соблюдался традиционный цыганский этикет: запрещалось ругаться и чрезмерно употреблять спиртное. За столом рассаживались обычно следующим образом. Во главе стола или за особым столом в центре садился виновник торжества или его родители. Гости же рассаживались обычно так: с одной стороны - мужчины, с другой - женщины, то есть на манер восточных народов. Это обычно объясняют тем, что у женщины могли быть свои, женские темы разговоров, а у мужчин - мужские, поэтому если бы рассаживались парами, то мешали бы друг другу.

Крымские цыгане по случаю какого-нибудь события, сопряженного, например, с долгой разлукой (проводы сына в армию) или с реальной возможностью потерять близкого человека (тяжелая болезнь), давали обет в том, что принесут в жертву барана, если отсутствующий вернётся невредимым, а больной получит облегчение и выздоровеет. Согласно традиции, баран должен быть принесён в жертву перед Богом, как благодарность за доброе разрешение ситуации. Барану с молитвой обмывали копыта и рот чистой водой, и приносящий жертву также с молитвой "Пислимля йарабим! Мэ муклёл э бакрэско рат ангал ко Дэл!" ("Во имя Господа! Да выпускается баранья кровь перед Богом!") резал барана. Часть мяса жертвенного барана традиционно раздавалась цыганам, из остальной готовили обильное угощение: жаркое, пирожки и многое другое. Большим грехом считалось выкидывать, не съедать мясо жертвенного барана - выкидывать можно было только чистые кости.

Все цыгане, и христиане, и мусульмане, справляли праздник 14 января. У христиан это день святого Василия Кесарийского, в России это ещё и старый Новый год, у мусульман - это Йылбаши (букв. "Голова года"). В этот праздник обычно наряжались и водили козу, колядуя по дворам. В праздничных песнях-колядках упоминается святой Василий Кесарийский, пришедший со своей ослицею: "…кас дэл о Дэл о Василяс… каскэ кхурорэс, каскэ джёрнёря" ("…кому дает святой Василий… кому жеребёночка, кому осличку").

Из семейных праздников основными были сватанье невесты и свадьба. У мусульман полагалась выплата калыма за девственность невесты, у цыган-христиан была плата за грудное молоко матери, которым та кормила будущую невесту в младенчестве, у русских цыган готовилось приданое, у кэлдэраров за невесту выплачивали галби (золотые монеты). На свадьбы средств не жалели, и они были особенно пышны и богаты. Съезжались многочисленные родственники. Иногда даже несколько таборов на какое-то время объединялись. Не менее важным и праздничным моментом в жизни цыган было рождение ребёнка, хотя, кочуя, цыгане отнюдь не всегда помнили календарные числа дней рождения своих детей.

XXIII

1 Признаётся право на создание семьи для продления рода.

2 Признаётся право родителей на заботу о детях и их воспитании.

3 Признаётся право на взаимовыручку в семье, в народе.

4 Признаётся право людей, не могущих получать доходы, на заботу и материальное обеспечение со стороны иных членов семьи.

В эпоху кочевий для цыганского народа было наиболее характерно проживание большими патриархальными семьями, в которые входили три, а то и четыре поколения людей.

Создание семей и рождение детей всегда приветствовалось в народе. По древнему обычаю каждая цыганская дочь должна была выйти замуж и стать матерью. Каждый цыганский сын должен был жениться, создать семью и, содержа её, воспитывать детей. Дети, хотя и рассматривались часто как особое имущество, богатство главы семьи, быстро, с самых малых лет становились работниками, добытчиками средств для семьи и для себя.

Семья - основная социальная ячейка цыганского народа. В ней не только рождалось новое поколение цыган, но оно в ней воспитывалось и обучалось традиционным цыганским ремёслам и занятиям. Семьи своих детей в прошлом у большинства цыганских народов создавались родителями ещё в ту пору, когда те были во младенческом возрасте. Поэтому в цыганских народах не было ни юношей, ни девушек, которые уже не были бы предназначены в супруги друг другу. Это укрепляло связи между людьми и препятствовало созданию цыган-нецыганских семей, что помогало сохраняться небольшим цыганским народам.

Несколько позднее, когда у многих цыганских народов договор между родителями детей о их будущем замужестве отошёл в прошлое, сохранилось сватовство как обязательный ритуал создания семьи. И тут старшие часто подбивали своих сыновей-юношей, чтобы они посватали или украли приглянувшуюся им девушку-цыганку. При сватовстве, если юноша и девушка не были знакомы и виделись впервые, девушка, в принципе, могла отказаться от вступления в брак, но родители могли отдать дочь насильно, не по любви.

Если девушки выданы были за нелюбимого насильно, то они могли, как нередко случалось, уйти от мужа к родителям, если те их принимали, а потом уйти жить к любимому на всю жизнь уже по своей воле.

В цыганских народах всегда признавалась реальная семья, то есть та, которая была создана по цыганским традициям: сговор невесты, сватовство, свадьба. Брак считался заключенным лишь после того, как жених "валял" (кр.-цыг. аравэлас) невесту, лишая её при этом девственности, и принародно, перед всеми цыганами, пришедшими на свадьбу, предъявлял свидетельство девственности невесты (окровавленный платок). Лишь в последние десятилетия цыгане стали регистрировать свои браки в органах ЗАГСа и то отнюдь не всегда.

Бракоразводных ритуалов не было, и обычно лишь только разошедшиеся женщина и мужчина знали, живут ли они вместе или нет. Женщина могла уйти жить к другому человеку свободно, без какого-либо традиционного ритуала. При распаде семей дети могли оставаться на воспитании как у матери, так и у отца. Иногда молодую цыганку свёкры могли в наказание лишить детей и выгнать из семьи, то есть насильно развести сына. Бывало и так, что родители или, например, старший брат цыганки, не ужившейся с мужем, лишал её права выходить замуж вновь, и она жила, воспитывая детей в одиночестве. Иногда нерадивого, как говорят по-цыгански, "бессчастного" (рус.-цыг. бибахтало), по мнению родителей жены, зятя изгоняли, разбивая его семью и забирая дочь к себе обратно.

Большим грехом считается, например, у русских цыган сговаривание замуж женщины, когда её муж находится в заключении или армии. Цыганский народ в основе своей всегда славился взаимопомощью и взаимовыручкой. Цыгане приходили на помощь часто не только своим близким родственникам, но и вообще цыганам, а также и нецыганам. Из архивных материалов нам известно, что цыганка Полетаева Прасковья Васильевна - жительница города Кинешмы (Ивановская область) получила ещё в конце XIX века звание почётной мещанки города Кинешмы. а в 50-е годы XX века она получала пенсию. Всю свою жизнь она прожила в городе Кинешме.

Цыгане всегда поддерживали своих пожилых родителей, и это считалось в народе традиционной добродетелью.

Родители воспитывали своих детей защитниками и кормильцами в их старости. Одна уже весьма пожилая цыганка, нянча своего, весьма поздно рождённого, грудного сына, говорила ему: "Кана мэ кан-пхуряв, мо чхяво кан-хавдярэл ман, кан-айадийэл пэ дэйа!" (кр.-цыг. "Когда я состарюсь, мой сын будет кормить меня, будет жалеть свою мать!").

Муж и жена, прожившие в любви и согласии много лет и дожившие до внуков, становились старшим поколением, которое и не только в силу традиции пользовалось любовью и заботой со стороны своих детей и внуков.

Уважение к мужу, к его отцу и матери - одно из традиционных достоинств цыганской невестки. Невестка-крымка, желая сделать "уважение" (кр.-цыг. борипэ) свёкру, могла предложить, а в случае согласия помыть пожилому человеку ноги.

Детей с малых лет готовили к самостоятельной жизни: дочерей обучали ведению домашнего хозяйства, гаданию, почитанию старших; сыновей - ремеслу или барышничеству, умению вести хозяйство, содержать семью, умению быть самостоятельным, независимым.

Мы нарисовали несколько благостную картину, но негативные явления в семьях цыган были скорее исключением, чем правилом. Сохранению семьи, здорового климата в ней способствовали в первую очередь традиционные для цыганских народов правила её создания и правила поведения для её членов в ней.
XXIV

1 Признаётся право на алиментацию нетрудоспособных цыган - членов рабочего коллектива по возрасту, болезни со стороны работающих членов цыганских коллективов.

Наибольшей социализации в России цыгане, по нашему мнению, достигли в столичных хорах.

Большой коллектив прекрасных артистов очень трудно создать из членов одной семьи. В столичные хоры входили истинно артистически одарённые цыгане. Их находили в обычных цыганских семьях. Эти цыгане, завербованные руководителями хоров приезжали в Санкт-Петербург и Москву как правило одиночками и устраивались в общинном доме. Воспитание и обучение артистов шло в этих домах очень интенсивно, и свидетелями характеризуется как тяжёлый многочасовой каторжный труд. Эти дома принадлежали руководителям хоров обычно на правах частной собственности, хотя использовались членами хора сообща. Артисты, по каким-либо причинам покинувшие хор, должны были покинуть и общинный дом.

По законам хоров, все заработанные деньги, а также подаренные артистам вещи считались общим достоянием хора. Обычно после выступления весь заработок делился членами хора между собой. Заработок хора распределялся по паям (рус.-цыг. паё). Хористы получали обычно "половик": полпая или пай, а солисты этого же хора - два пая и больше. Как правило все подарки, преподносимые артистам, продавались, а деньги делились по паям. Среди артистов была определённая борьба за изъятие вещей-подарков из средств, заработанных хором, но эгалитарное распределение доходов имело место до самого прекращения существования цыганских хоров в нашем уже советском государстве.

В хорах проживали не только артисты, непосредственно выступавшие перед публикой, но и артисты, которые по возрасту уже не могли выступать, например, легко двигаться, исполняя те или иные цыганские пляски. Особую группу составляли артисты, потерявшие голос, как бы мы сейчас сказали - "инвалиды по профессиональным болезням". И эта категория хористов получала своеобразную пенсию. Однако в хорах была известна ещё одна категория "пенсионеров", стариков-цыган, никогда не выступавших в хорах, но имевших родственников - влиятельных хористов, которые и выговаривали им пенсионные субсидии. Этих пенсионеров не любили и называли "хвостами". Им как правило выплачивали полпая.

Способ формирования этой пенсии был также своеобразен. Обычно деньги получали не сами "пенсионеры", а выступавшие артисты. Часто это были их дети, именно они и получали на каждого из "пенсионеров" по половинному паю.

За счёт средств хора цыганская молодёжь обучалась в учебных заведениях Российской империи, в том числе и музыкальных.

Хоровые коллективы с их новыми отношениями в социальной области были уничтожены советской властью после окончания эпохи НЭПа. Ростки новых отношений в цыганском народе были удушены, многие цыганские артисты были вынуждены оставить артистическую деятельность и возвратиться к другим, традиционным для них занятиям (в основном это было посредничество при торговле лошадьми). Некоторые цыганские артисты, например, Вадим Козин, подверглись репрессиям. Даже само цыганское хоровое искусство было признано советскими властями мелкобуржуазным. Цыганское искусство театра "Ромэн" в основе своей стало противоречить цыганской традиции. На подмостках театра в угоду властям появились пьесы, показывавшие никогда не существовавшую классовую борьбу в цыганском обществе

 
murrshakoДата: Среда, 21.08.2013, 16:57 | Сообщение # 13
Группа: Администраторы
Сообщений: 2053
Репутация: 55
Статус: Offline

XXV

1 Признаётся право на жилище.

2 Никто не может быть лишён жилища, кроме как по решению цыганского суда.

Кочевой образ жизни цыган накладывал своеобразный отпечаток на понимание того, что является жилищем. Цыгане имеют не только жилище, обычно это большая палатка или несколько палаток для большой семьи. В приклад к этим палаткам имелись готовые элементы каркаса, на которых эта палатка держалась. Традиционно это были три жерди: длинная передняя, более короткая задняя и поперечная. Их всегда возили вместе с палаткой. Кроме палатки цыгане имели ещё и средства передвижения, в которых они находились вместе со всем своим имуществом во время переездов. Это были кибитки, обычно с крытым верхом для защиты от непогоды. Итак, применительно к жилищу кочевых цыган, необходимо говорить и о палатке, и о кибитке.

Обзаведение обоими видами жилища происходило обычно после женитьбы сына и появления новой семьи и являлось заботой родителей или самих молодых. Лишиться жилища цыгане могли лишь тогда, когда по решению цыганского суда должники в погашение долга вынуждены были продать и предметы жилища.

Кочевые цыгане в местностях с холодным климатом на зимний период часто останавливались в деревнях или на окраинах городов и снимали помещения у крестьян или горожан того народа, среди которого они кочевали. Во многих деревнях и городах имелись хозяева, которые из года в год предоставляли цыганам помещения. Подобные дома назывались цыганскими. Сдавались обычно неотапливаемые летние помещения, горницы, которых в русских крестьянских домах часто было несколько. Сдавалась также и часть двора, в которую цыгане ставили на зиму свою скотину. Обычно это были лошади. Вместе с людьми во многих случаях кочевали и животные. Например, свиньи, которым на голову надевалось треугольное ярмо, за которое их привязывали к кибитке или дереву. Привязанные свиньи шли за медленно передвигавшейся кибиткой иногда по несколько вёрст.

Борясь с цыганскими таборами, власти Российской империи устраивали погромы, сжигая палатки и кибитки или ломая их. При желании властей водворить, то есть посадить цыган на землю, в первую очередь оказывалась помощь в строительстве дома, но цыгане видели в доме лишь предмет торговли, получения прибыли. Когда давление на них со стороны властей ослабевало, цыгане безо всякого сожаления продавали дома и продолжали вести кочевой образ жизни. До 1956 года оседло жило лишь небольшое число цыганских семей, которые имели дома в частной собственности. По архивным данным, например, в 1956 году, до указа в Ивановской области лишь 2 семьи цыган жили в собственных домах.

Знают цыгане и таборы для длительного проживания на одном месте (до нескольких лет), которые характерны в современное время, например для цыган-кэлдэрарей. Это обычно группа жилищ-времянок, которые перед перекочевкой табора разбираются и перевозятся на новое место, где ставятся вновь. Этот процесс повторяется время от времени.

В одном из пунктов указа от 1956 года говорится об оказании помощи цыганам в строительстве частных домов или предоставлении имеющихся в распоряжении местных Советов и предприятий помещений для постоянного проживания в них цыганских семей.

Благодаря выполнению указа от 1956 года, все цыганские семьи в довольно короткий срок были переведены на оседлый образ жизни.
XXVI

1 Признаётся право на медицинскую помощь, лечение традиционными цыганскими способами, родовспоможение.

Занятие медициной было табуировано для цыган. Поэтому медицинской практикой цыгане никогда не занимались, да и тело человеческое, не только женское, но и мужское ниже пояса признавалось у них традиционно нечистым. Сама беременная женщина и даже её одежда частично признавалась нечистой. Необходимо отметить, что даже в настоящее время, когда цыгане всё чаще и чаще обращаются за медицинской помощью, сами они медициной не занимаются: медиков-цыган в нашей стране считанные единицы. Известны лишь только несколько врачей - хирург В. Матусевич, отмеченный званием "Заслуженный врач России", и кандидат медицинских наук Б. Мунтяну. Другие врачи - М. Лукьяненко, Т. Самулевич, Ф. Андраш.

В период с 1935 по 1938 годы при Смоленском медицинском училище действовало фельдшерское отделение для цыганской молодёжи, которое окончило в разное время 29 человек. Некоторые выпускники (А. Белозёрова, Е. Колпакова, Д. Соколова) геройски сражались в действующих частях Красной Армии в качестве санинструкторов, выносивших раненных с поля боя и отдававших при этом свои жизни. Имена других нам пока неизвестны.

Цыгане, кочуя по бескрайним просторам России, вели естественный образ жизни: выживал сильнейший, наиболее физически выносливый. Обычно детей закаливали с детства, приучая их переносить жару и сильные морозы. Мальчиков отцы с малых лет учили бороться и побеждать своих сверстников, передавая при этом своим сыновьям цыганские приёмы борьбы.

Сами цыгане себе оказывать медицинскую помощь в полном объёме, по всей видимости, никогда не могли. В исторических источниках говорится, что цыгане были крупными знатоками различных лекарственных трав и растений, но в этом приходится усомниться. В языках цыган не сохранились ни одно индийское по происхождению название травы, кроме общего слова "чяр" ("трава"). В подавляющем большинстве, названия трав в языках цыган - новые заимствования из русского языка. В языке русских цыган удалось засвидетельствовать лишь название клевера - основного корма для скота, а не лечебного средства для людей - "шэрытко чяр" (букв. "головчатая трава"). Название дано по характерной для клевера форме соцветий. В языке крымских цыган удалось засвидетельствовать лишь название чёрной бузины и крапивы, обозначаемых одним словом "сикнида". По всей видимости, в прошлые времена бузина использовалась как естественный краситель при изготовлении тканей, а отнюдь не как лечебная трава. Чуть больше названий трав сохранилось в языке цыган-кэлдэраров: "нэвала" (папоротник), "детелино" (клевер), но и здесь нет лекарственных растений. Приходится думать, что и животных цыгане также навряд ли умели лечить. Скорее всего, они просто забивали заболевшее животное, нежели тратили время и средства на его лечение. Лишь только у крымских цыган Кубани нам удалось получить сведения, что в прошлые времена цыгане лечили коней одной из трав от заболевания кишечника (к сожалению, ни цыганское, ни русское название этой травы установить нам не удалось). В старые времена, когда лекарства даже для людей были большой редкостью, среди цыган широко практиковалось лечение ряда болезней животных и человека с помощью отчитки их на соль - ритуал очень похожий на снятие сглаза и порчи.

Как один из лечебных, отводящих болезни, сглаз и проклятия, цыганами использовался обряд снятия порчи на соль или на воду. Этот обряд проводился женщинами, которые обладали гипнотическими способностями, путём магического обряда: проведения солью, зажатой в пальцах руки, у человека по линии грудины спереди и линии позвоночника сзади. При этом читалась определенная молитва, и соль со сплюнутой на нее слюной выбрасывалась в укромном месте. По окончании обряда заболевший обычно чувствовал прекращение головной боли, озноба, при этом, как результат, понижалась температура тела.

Цыгане с малых лет имеют различные амулеты и обереги, помимо христианских нательных крестов у цыган-христиан. Из амулетов у цыган Крыма особенно ценятся бусинки синего цвета с рисунками в виде глаз, у них же амулетами были кусочки листов Корана с арабскими письменами. У цыган-христиан человека оберегает, например, молитва, зашитая в тряпочку и носимая в одежде, а также маковое семя, освященное в церкви.

Необходимо различать, когда цыгане лечат людей, обычно своих родственников, а когда они занимаются лечением людей, обычно нецыган, "традиционными средствами" для получения с людей денег, и часто немалых. Воспроизведем здесь рассказ одной из пожилых крымских цыганок: "Один раз ко мне обратился армянин, у которого возникли проблемы с женой из-за нарушившейся потенции. Я согласилась его лечить, взяла 500 рублей (в ценах 1961-1991 годов) и пошла на базар к травницам, у которых купила все необходимые для лечения этого армянина травы. Когда он пришел ко мне, то я подробно рассказала, как эти травы надо принимать, все способы приёма трав я выспросила у травниц. Лечение моё помогло, и я взяла с мужика ещё немалые деньги".

Цыгане почти до 70-х годов ХХ века не знали планирования семьи. В XIX, а тем более в XVIII веке планирования семьи не было вовсе. Детей рождалось столько, сколько, как говорили, давал Бог. Детей выживало и вырастало тоже столько же. Почти все семьи были многодетны (имеются сведения о 16 рождённых и воспитанных детях), но каждому ребёнку хватало любви и родительской ласки, потому что для цыганского народа не было характерно понятие сиротства, когда при живых родителях дети сдавались в приюты. По данным Ивановского областного архива, в 1956 году только два цыганских ребёнка, больные неизлечимыми болезнями, были сданы родителями в детский дом.

Первенец особенно был желанен в цыганской семье, его с нетерпением ждали, потому что с его рождением молодые муж и жена становились родителями и получали по цыганским традициям всю полноту дееспособности, а отец и мать мужа становились “пожилыми” уважаемыми людьми. Поэтому будущая бабушка старалась, чтобы роды прошли успешно, и устраивала приём ребёнка совместно с другими пожилыми цыганками табора, которые имели достаточный опыт в повивальных делах.

После указов 1926 и 1928 годов на цыганских национальных предприятиях и колхозах началось медицинское просвещение, частью программы которого было распространение книг санитарно-просветительского содержания, изданных на цыганском языке. Вот полный список этих книг:

Безлюдско М. "Со банго тэ джинэл бутитко ром ваш жужыпэн дрэ пэскиро быто" ("Что должен знать рабочий цыган о чистоте в своём быте"). М., 1933, 31 с.

Берляндо А.С. "Пэрво помошшь дро набахталэ случяи" ("Первая помощь в несчастных случаях"). М., 1931, 34 с.

"Ваш пани тэ заразна насвалыпэна" ("О воде и заразных болезнях"). М., 1933, 43 с.

"Гэр" ("Чесотка"). М., 1933, 24 с.

Доброхотова А.И. "Сыр тэ борисоспэ э лынаскирэ чяворэтконэ понососа" ("Как бороться с летним детским поносом"). М., 1933, 45 с.

Ельящук А. "Сыр чячюнэс тэ барьякирэс кхэтанэ чявэн и чяен дрэ семья" ("Как по-настоящему вырастить вместе мальчиков и девочек в семье"). М., 1932, 32 с.

Зубково Е.В. "Пэрытко тифо" ("Брюшной тиф"). М.-Л., 1933, 32 с.

Леви М.Ф. "Со банги тэ джинэл колхозница ваш джювлякири насвалыпэ" ("Что должна знать колхозница о женской болезни"). М.-Л., 1934, 72 с.

Трахтмано Я. "Хаськираса оспа" ("Уничтожим оспу"). М., 1933, 32 с.

70-е годы прошлого века ознаменовались началом проникновения планирования в цыганскую семью. Некоторые молодые цыгане в эти годы сами стали решать, сколько детей будет у них в семье. Сразу же эти семьи превратились в малодетные - два, три ребёнка. Началось искусственное прерывание беременности и, как следствие, увеличение женской заболеваемости бесплодием. С этого времени все заботы о здоровье цыганских матерей, детей и рожениц были возложены на российские больницы, родильные дома, врачей.
XXVII

1 Признаётся право на проживание в благоприятной окружающей среде.

Если большинство стран признают за своими гражданами право на проживание в благоприятной окружающей среде, то есть на чистоту воздуха, земли и воды, то цыгане понятие чистоты трактуют более широко как чистоту не только физическую, но и духовную, и применяют её к людям, человеческому телу, еде, предметам обихода (посуда, одежда и т.д.), к местам проживания. Но не только к предметам окружающего мира, но и к словам, сказанным по отношению к людям и окружающим предметам.

В первую очередь, чистота ими признаётся как качество, данное им от рождения, если они каким-либо образом не загрязнили или опоганили себя. Менее чистыми признаются нецыгане, а также цыгане-христиане у цыган-мусульман из-за употребления первыми в пищу свинины. Бывает часто и так, что после цыганского праздника с застольем, на котором были и угощались нецыгане, вся посуда, из которой они ели, разбивалась и выбрасывалась. Этот способ поддержания чистоты помогал цыганам сохранять здоровье и оберегаться от болезней, в первую очередь такой, как туберкулёз.

Разные части тела людей у цыган также делились на чистые и нечистые. К чистым относились все части тела человека, которые были расположены выше пояса. Наибольшей чистотой тела обладали дети и мужчины, хотя у крымских цыган-мужчин тело ниже пояса считается нечистым. Нечистые части тела должны быть прикрыты одеждой и люди не имеют права ходить не только полуобнажёнными, но и частично обнажёнными.

Особенно нечистой является нижняя часть тела замужней женщины, она может ею осквернить те предметы, через которые она переходит, или на которые наступает ногами. Женские одежды, особенно юбки, прикрывавшие низ тела, считались нечистыми и прикосновение к ним приводило к опоганиванию, поэтому женщины поверх юбки носили обычно большие, часто очень красивые фартуки. Иногда фартуков надевалось два: небольшой нижний и поверх его большой нарядный.

Не только туловище цыганки, но и голова должна быть убрана определенным образом. Волосы заплетались в косы, которые у женщин каждого цыганского народа традиционным способом укладывались и покрывались платком. Замужняя цыганка не имела права появляться прилюдно с непокрытой головой, и даже спать была обязана в платке, если в той палатке или комнате спал кто-либо из пожилых членов семьи. Одежда, как нам думается, оберегала цыган от различных болезней, которые могли передаваться при прямых контактах тел, особенно когда не было действенных лечебных средств от них.

Кроме традиционно чистых и нечистых частей тела у цыган, нечистыми становились предметы, которые соприкасались с нечистым: пол в палатке, по которому прошла ногами молодая замужняя женщина, вещь, которая коснулась нечистого, например, юбки цыганки.

Мужчины могли осквернить, опоганить вещи путём их обругания. При этом если была обругана еда, то она должна быть выкинута, другие предметы тоже должны быть выкинуты или отданы нецыганам. Обругав кастрюлю с едой, мужчина, не говоря ни слова, заставлял жену приобретать новую посуду и варить ту еду, которую он хотел бы есть.

Осквернить могли не только предметы прихоти ради, но и людей. При посещении таборных стоянок от цыган иногда можно было слышать, что к тому-то из них в палатку лучше не заходить или к нему можно зайти потом, после того, как вы побываете у других. Здесь мы встречаемся с явлением, которое по-цыгански называется "пэкэлимос" или "магхримос", что по-кэлдэрарски означает "осквернение", или "магирибэн", что по-русско-цыгански означает "осквернение". У крымских цыган словом "мугхрос", смысл которого - "осуждение", обозначается примерно то же явление, что и у других цыган.

Цыгане-мужчины за свое беспутство, распущенность, неверность данному слову могли быть опоганены на время или на всю жизнь. Это заставляло подобных цыган покидать табор и кочевать отдельно от родственников. Снятие обругания и последующее примирение также могло иметь место. Именно к таким людям цыгане обычно и не советовали заходить в гости в первую очередь и не подавать руку.

У цыган имеются многочисленные запреты: нельзя заниматься трудовой деятельностью, традиционно не свойственной для того или иного цыганского народа. Особенно если эта работа связана с нечистыми предметами: тело больного человека при профессии врача и т.д. В доме нельзя стонать и тяжело вздыхать, потому что это накликает беду или, как говорят русские цыгане, "скэдэлпэ бибахт", то есть "собирается несчастье", буквально, "бессчасть". При разговоре мужчин-кэлдэраров жены могли упоминаться лишь после извинения перед тем, к кому были обращены слова: "те йертис ту ай тири бахт" ("чтоб извинил ты и твое счастье"), как будто при этом упоминалось нечто неприличное или неприятное для собеседника, за что нужно было обязательно извиниться.

Цыганки могут опоганить мужчину своей юбкой, поэтому приведём как пример ругань одного крымского цыгана в доме лишь только из-за того, что его жена и теща разложили свои юбки по кровати, на которой лежали постельные принадлежности, на которых спали его юные сыновья.

Неосквернённые люди, предметы и места всегда считаются духовно чистыми, и цыгане всегда стараются жить в этом состоянии, когда они духовно чисты, хотя и одеты бывают часто в одежды не первой свежести. Всегда ценилось умение жить неосквернённым. Вопрос же о том, был ли туалет на таборной стоянке или нет, обычно для цыган был вопросом весьма второстепенным.

 
murrshakoДата: Среда, 21.08.2013, 17:00 | Сообщение # 14
Группа: Администраторы
Сообщений: 2053
Репутация: 55
Статус: Offline


XXVIII

1 Признаётся право в отношении цыган и полуцыган на традиционное цыганское воспитание подрастающей молодёжи и её традиционное профессиональное образование.

2 Цыгане старшего поколения обеспечивают преемственность в традиционных цыганских профессиях.

Цыганский народ воспитывал своё подрастающее поколение, передавая детям навыки традиционных занятий всегда только в таборах, а точнее, в семьях. Обычно и учеников, и учителей в цыганских семьях было много. Ребёнок уже с раннего детства наблюдал за изготовлением кустарных изделий своим дедом, дядькой или братьями. Дети также присутствовали при проведении и заключении торговых сделок между старшими цыганами. Они впитывали приёмы не только изготовления изделий, но и методов обращения с человеком, являющимся предметом их коммерческого интереса в сделках. И часто бывало так, что уже взрослый сын, живя отдельной семьёй, повторял практически одно-в-одно не только слова своего отца но и, что весьма важно, интонацию, с которой произносил эти слова много лет назад сам отец.

Цыганский народ не знал ни собственных детских садов, ни школ, ни училищ, в которых передавались бы профессиональные секреты мастерства молодым людям и где они получали бы традиционное цыганское общее образование и воспитание. Исключение составлял период 1925-1930 годов. В это время существовали медицинское училище в Смоленске, педагогический техникум им. Герцена в Москве, группы при ремесленных и фабричных училищах в областях, где были цыганские школы (1932-1939 годы).

В семьях дети учились уважению старшим, следованию законам предков. Мальчиков отцы обучали приёмам обработки металлов у цыган-кузнецов и цыган-котельщиков. С малых лет дети обучались пению и пляскам, а также попрошайничеству. Девочек ведению домашнего хозяйства обучали матери. Каждая девочка обучалась "соблюдению себя", она уже с малых лет знала в отношении этого свои обязанности и права. В любом народе ценятся умелые, чистоплотные женщины, в руках которых всё спорится. Девочек учили торговать в разнос: нужно было научиться тому, как попроситься и войти, например, в деревенский крестьянский дом, как предложить свой товар жителям этого дома, как выгодно продать его и, наконец, как сделать так, чтобы изъян в товаре не был замечен и покупатель остался доволен. Вместе с девочками обучались торговле и юноши, торгуя по деревням вместе со взрослыми.

Девочки и мальчики смотрели за своими младшими братьями и сёстрами. У крымских цыган многие мужчины занимаются воспитанием детей сами, это связано с тем, что они обычно своим кузнечным промыслом занимались не отходя от палаток табора и следили за детьми и хозяйством в то время, как их жёны уходили гадать, торговать, побираться почти на целые дни по окрестным деревням и хуторам.

Матери, а если была необходимость, то и свекрови, обучали дочерей и невесток мастерству ворожбы и гадания. Это женское мастерство весьма распространено среди подавляющего большинства цыганских народов.

Лишь с середины XIX века цыгане начинают постепенно понимать, что традиционным цыганским занятиям можно обучаться и у нецыган, например, пению и игре на музыкальных инструментах в музыкальных училищах, техникумах, консерваториях. В конце XIX - начале ХХ века появились немногочисленные цыганские семьи, в которых было понято, что неплохо получать и элементарное образование в российских учебных заведениях, хотя бы в церковноприходских школах и даже в гимназиях. Русская образованность никогда не была, однако, насущной потребностью для цыган, так как для удачной продажи изделий своего мастерства или удачной мены лошадьми от цыган всегда требовалось нечто иное: умение найти подход к человеку, понимание характера покупателя или продавца, а отнюдь не знание теоремы Пифагора или стихов Горация.

XXIX

1 Признаётся право цыган на восприятие, пользование, сохранение, создание, распространение и передачу другим поколениям народа своих культурных ценностей (песен, танцев, сказок, баллад, стихов и т. д.).


Цыганские дети в долгие летние дни и зимние вечера часто слышали от своих родителей сказки, в которых в первую очередь была отражена цыганская жизнь: воровство невест, торговля конями, справление праздников, гадание людям и многое другое. Красивые сказки очень быстро запоминались, и если рассказчик обладал даром сказителя, то они легко передавались его слушателями: детям и внукам. Уже, видимо, по цыганской традиции каждый сказитель имел свою сказку, которую хорошо знал и которую ему рассказывать было особенным удовольствием. Она являлась, если можно так сказать, его лицом, частью его души. Основу сюжета он постоянно расцвечивал всё новыми и новыми, самыми разнообразными подробностями, и каждый раз люди слушали ещё один из вариантов сказки на всем давно знакомый сюжет. Дедушка рассказывал истории своим детям и внукам, те - своим, и так в течение многих поколений.

Цыганская сказка была интересна людям лишь того народа, в котором она жила и на языке которого она была рассказана. Сказки - это вид творчества "для внутреннего употребления". Чтобы познакомить с цыганской сказкой окружающие народы, необходимо было сказки перевести на языки других народов. При этом перевод не всегда был на уровне оригинала: другая ритмика речи, нарушение стихотворных моментов в сказках и другие трудности перевода. Поэтому сказка и рассказ не могли быть использованы как средство зарабатывания денег, в отличие от песни и танца, которые постоянно эксплуатировались цыганами для получения материальных доходов.

Цыгане любили петь и плясать и делали это почти ежедневно на таборных стоянках. Особую красоту придавало пение голосистых "молодушек". Считалось, что невестка с красивым голосом, которым она буквально режет (по-цыгански чинэл), - это украшение и особое богатство семьи. На свадьбах пели и плясали все: не только молодежь, но и старики не боялись тряхнуть стариной и спеть, и сплясать по-старинному, так как это уже сейчас никто не умеет.

Вспомним цыганских малышей, танцующих на потребу окружающим за копеечку. Российские дворяне еще в XVIII веке из музыкально одаренных цыган для своей утехи начали создавать хоры, в которых цыгане, видимо, не без участия русских воспитателей осваивали новый для них репертуар. Таким образом, цыгане хоров стали эксплуатировать свою национальную манеру пения с её неповторимыми голосовыми фигурами. Однако, песни были русскими и пелись они в угоду русским слушателям. Богатых русских, готовых платить бешеные деньги за удалую песню и огненную пляску (источники свидетельствуют: за вечер выступления хора деньгами была наполнена гитара несколько раз и унесена за кулисы) было немало.

В хорах появлялись свои композиторы и поэты: Р.М. Калабин, Н.И. Шишкин, Н.И. Дулькевич, П.С. Деметер, которые способствовали постепенному проникновению в репертуар артистов-певцов текстов и на цыганском языке. Так, постепенно были созданы песни, где цыганский и русский текст чередовались, и русский текст обычно пояснял цыганский.

Если сказки характерны для всех цыганских народов России, то с песнями мы имеем иное состояние: из народов России не имеют песен на своих языках крымские цыгане, традиционно исполнявшие песни на крымско-татарском языке, а позднее на русском и украинском, а ещё позднее на языках иных цыганских народов, а также сэрвы, которые в настоящее время поют цыганские песни на языках русском, ловарском или влашском.

Считается, что цыганская песня на языке русских цыган сложилась, в основном, в цыганских хорах, в которых постепенно возникла и цыганская национальная интеллигенция. Оба процесса шли одновременно и дали нам прекрасную цыганскую песню, которую мы имеем сейчас.

Очень трудно сказать, какой была песня русских цыган в старые времена, до их прихода в Российскую империю. Возможно, пели песни немецкие, польские, оцыганивая их не только техникой национального пения, но и постепенным включением части текста песни уже в переводе на цыганский язык. Была ли древняя собственно цыганская песня на родном языке, которую в науке принято называть таборной, сказать из-за полного отсутствия древних источников практически невозможно.

Крымские цыгане не знали хоров, подобных хорам русских цыган. Они имели небольшие группы музыкантов: с певцами и танцорами, которые своим искусством обслуживали праздники крымских татар, а позднее и российских казаков, переселившихся в конце XVIII века в Прикубанье. Для удовлетворения эстетических запросов татар и казаков цыгане пели песни по-татарски, по-русски или по-украински и исполняли музыку этих народов.

Из песенного наследия крымских цыган сохранилась лишь одна песня, как можно полагать, на их архаичном родном языке в том его состоянии, в котором он был, когда цыгане Крыма жили ещё на Балканах. Это ритуальная песня, поющаяся на день святого Василия колядующими людьми.

Из-за выселения крымских татар с их исконной родины и культурного разрыва между татарами и цыганами, произошедших ещё начиная с 20-х годов ХХ века, мы сейчас из-за полного отсутствия источников не можем проследить процесс развития крымско-цыганской песни. Можно говорить лишь о том, что крымские цыгане время от времени предпринимали попытки перевода песен, в том числе и русскоцыганских, на свой родной язык. Обычно крымы пели по-русски или по-украински народные казачьи песни, а также крымско-татарские. Цыгане-кэлдэрари пели, как правило, для себя.

Сделаем вывод, что артисты-цыгане в основном стали создателями, хранителями и распространителями цыганских культурных ценностей. Из них выросла цыганская народная интеллигенция, давшая позднее артистов театра “Ромэн” и многих, многих горячо любимых россиянами артистов эстрады, театра и кино.

Именно цыгане этого круга, получив образование ещё в царское время, составили ту цыганскую интеллигенцию начала ХХ века, которая положила начало расцвету цыганской культуры. В это время появились цыганские писатели и поэты, писавшие на родном языке, композиторы и музыканты, записавшие старые и написавшие новые песни.

Однако решением правительства от 24 января 1938 года издательство книг на цыганском языке было запрещено. Цыганские писатели вынуждены были своё творчество перевести на русский язык, и лишь только иногда по-цыгански робко, как бы с опаской, публиковались тексты песен. Сказки цыган также издавались только в переводах на русский язык то есть сами цыгане свои родные сказки не могли читать на своём родном языке. Создался зловещий вакуум - начинавшаяся зарождаться цыганоязычная литература была в одночасье уничтожена распоряжением властей СССР.
XXX

1 Признаётся право цыган на защиту своих традиционных цыганских прав и свобод всеми традиционными цыганскими методами.

2 Гарантом защиты традиционных цыганских прав и свобод признаётся цыганский суд, цыганская сходка, старейшины,вожак табора.


Обычное цыганское право содержит в себе самые разнообразные права и связанные с ними свободы. Можно назвать права экономические, политические, социальные. Защита этих прав и свобод - жизнь цыган, в которой эти права реализуются в полной мере.

Защита прав и свобод цыган осуществляется главами семей, старейшинами родов, вожаками таборов, цыганскими судьями и решением цыганской сходки. Главы семей передают своим детям понятие о их правах и свободах в цыганском обществе, именно они продолжают правовую традицию, следя за устоями жизни их потомков.

Старейшины родов - это умудрённые жизненным опытом пожилые цыгане, которые, обладая большим авторитетом среди цыган, сохраняют межродовые отношения, гася межродовую неприязнь, борясь с проявлениями кровной мести, если таковая может возникнуть, сохраняя единство таборов, если в них проживают люди разных родов.

Вожаки - администраторы кочевых населенных пунктов - соблюдали целостность таборов. Они реализовывали административное обычное право цыган, то есть межтаборные отношения.

Цыганские судьи - люди, ведущие цыганские судебные сходки. Эти люди сохраняют обычное судебное право своих народов.

Для того, чтобы цыгане могли пользоваться всеми своими правами и свободами в полной мере, они были вынуждены вести постоянную борьбу за это с властями России, которые постоянно подавляли возможность им жить по законам предков, ограничивая функционирование обычного права в цыганском обществе.

В 1759 году императрица Елизавета Петровна запретила цыганам въезд и проживание в столице, которое было разрешено лишь в марте 1917 года Временным Правительством. В отношении цыган принимались многочисленные законы, ограничивавшие или запрещавшие традиционный кочевой образ жизни. Указом от 18 декабря 1783 года, например, приказывалось: "…чтобы все они в удобных и приличных местах поселены были и праздно нигде не шатались". Время шло, и 5 октября 1956 года вновь Президиумом ВС СССР принимается указ "О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством". Более 170 лет велась борьба российских властей с традиционным укладом цыганской жизни, который, видимо, регламентировался обычным цыганским правом.

Позднее Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 7 августа 1975 года в нормы о преступном паразитизме были внесены изменения: ст. 2091, которая предусматривала уголовную ответственность за злостное уклонение от выполнения решения о трудоустройстве, исключена; за бродяжничество и попрошайничество снижены санкции. В настоящее же время эта статья из Уголовного кодекса исключена.

Цыгане, чтобы продолжать свой традиционный кочевой образ жизни, в старые времена не скупились на деньги, за которые они покупали, например, паспорта у помещиков, к которым их заставляли приписаться российские власти, на право заниматься промыслом. Цыгане также, как рассказывают некоторые свидетели, сумели подкупить власти и уехать с территории, прилегающей к станции Тайга (Кемеровская область), где предполагалось организовать цыганскую автономию и куда советские органы свозили цыган. Воспоминания об этом эпизоде цыганской истории до сих пор живы в цыганском народе и приравниваются ими к депортации.



 
murrshakoДата: Среда, 21.08.2013, 17:04 | Сообщение # 15
Группа: Администраторы
Сообщений: 2053
Репутация: 55
Статус: Offline


XXXI

1 Признаётся право на защиту в цыганском суде.

2 Признаётся право на пользование свидетельскими показаниями с целью защиты в цыганском судебном разбирательстве.

Цыганский народ всегда добивался и имел, если даже на то не было разрешения властей, свой народный суд (рус-цыг. сэндо; кэлд./лов.-цыг. крис; кр.-цыг. давийа). В сфере компетенции цыганского суда были все возникавшие между цыганами споры как имущественного, так и иного рода. К спорам другого вида относятся споры о ритуальной чистоте членов общины, а так же вопросы мести за кровные преступления: убийства и иные смертельные случаи.

Для принародного разрешения конфликта, который в течении длительного времени не мог быть разрешён конфликтующими сторонами самостоятельно по причине уклонения одной из них, например, от выполнения обязательств по договору, собирается сходка. Сходку обычно собирает сторона, заинтересованная в разрешении конфликта, например, заимодавец. Собирающие сходку цыгане оповещают о ней будущих ответчиков, которым тоже предоставляется возможность пригласить на сходку цыган со своей стороны. Обе стороны приглашают на сходку свидетелей, например, сделки купли-продажи, а так же старейшин, опытных, честных цыган пожилого возраста, пользующихся общим доверием. Именно этим людям и доверяют вести цыганский суд.

Суд включает в себя процедуру дознания (крым.-цыг. синдос). В этот момент судьи заслушивают обвиняющего и обвиняемого, а также свидетелей с обеих сторон. Именно в этот момент на основании традиции решается вопрос: виновен ли обвиняемый, и если он виновен однозначно, то выносится решение сходки.

Сходка судебная - святая святых цыганского народа, поэтому людей других национальностей на неё не приглашают. Поэтому в исторических источниках судебные сходки практически не описаны и мы можем иметь о них информацию лишь со слов их участников, которым, однако, малоинтересно рассказывать то, что так тщательно оберегается народом.

Но не смотря на это, удаётся в общих чертах получить представление о характере цыганских приговоров, например, по делам коммерческим. Если имеется возможность однозначно доказать, что обвиняемый, например, уклоняется от выплаты определённой суммы денег, то по решению суда иск должен быть удовлетворён полностью и решение суда должно быть выполнено безусловно. В случае, когда однозначно доказать вину не удаётся, чаще всего принимается компромиссное решение, то есть обвиняемый должен выплатить сумму денег меньшую той, о которой говорит обвиняющий.

На сходку обычно призываются опытные люди, которые могут помочь каждой из сторон в решении спора в судебной сходке. Это в нашем понимании и свидетели, и адвокаты-защитники, и обвинители в одном лице.

В подтверждение правдивости своих слов цыгане принимают на себя клятвы (буквально: едят клятвы, кр.-цыг. ов хал совля "он клянётся", рус.-цыг. ёв совлахала "он клянётся", кэлд.-цыг. вов солахал "он клянётся"). У русских цыган клянутся на икону, когда произносят тяжёлую клятву. Крымские цыгане клянутся или на иконе, или на могиле. От кэлдэраров идёт обычай целовать при клятве землю.

За принесение ложной клятвы цыган мог быть отлучён от общины и изгнан из табора, во всяком случае, ему переставали доверять. Цыганские судебные сходки разрешали все возникавшие противоречия между членами цыганской общины. Мы специально изучали по архивным данным проблему разрешения противоречий между цыганами и между цыганами и нецыганами в российских судах. Данные документов свидетельствуют, что российские суды рассматривали только дела, в которых нецыгане обвиняли цыган. Судебных дел, в которых цыгане обвиняли бы нецыган, в архивах нет.

XXXII

1 Признаётся презумпция невиновности.

2 Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в пользу или во вред относятся обвиняемому.

Для судей цыганской судебной сходки обвиняемый человек (кр.-цыг. дошалякэрдо мануш, рус.-цыг. банго) становится виновным в совершении проступка или преступления лишь после того, как будет проведена вся процедура разбирательства, которая и поможет понять, прав или виноват и в чем именно, этот человек. То есть до вынесения решения суда обвиняемый для судей остается невиновным.

Практика цыганских отношений не знает письменных документов, которые бы удостоверяли эти отношения. У цыган все договоры на протяжении многих веков заключаются только в устной форме, но обязательно в присутствии нескольких свидетелей, которые в дальнейшем могут быть свидетелями по этому договору на судебной сходке. Но даже наличие свидетелей при отсутствии письменных подтверждений не всегда способствует установлению истины, так как свидетельские показания могут быть противоречивы из-за того, что те или иные моменты договора могут быть забыты людьми, например, сумма денег или срок их выплаты по договору.

В случае сомнений участники сходки пытаются найти дополнительных свидетелей, могущих прояснить детали рассматриваемого дела. Иногда может быть собрана повторная судебная сходка. Если же сомнения устранить не удается, то принимается чаще всего компромиссное решение. Обвиняемый получает наказание в виде, например, выплаты денег в несколько меньшем размере, чем требует инициатор сходки. По нашему мнению, неустранимые сомнения в разбирательстве судебного дела в какой-то мере относят в пользу обвиняемого.

В цыганской судебной сходке обвиняемый также доказывает свою невиновность, предоставляя доказательства этому.
XXXIII

1 Признаётся невозможность повторного наказания за одно и то же преступление.

2 Приговор цыганского суда обжалованию не подлежит и обязателен к безусловному исполнению. Возможна просьба о смягчении приговора после вынесения приговора цыганским судом.

Проступки цыган были нескольких видов, в основном это: 1) нарушения по выполнению финансовой стороны договоров между цыганами - участниками сделки; 2) споры по ритуальной чистоте и 3) споры по кровным (убийственным) делам. Споры по первому и второму видам обычно разрешались на судебных сходках и виновный человек наказывался только один раз. Несмотря на то, что решение судебной сходки было окончательным и его исполнение должно было быть выполнено безусловно, цыгане, недовольные решением первой сходки, имели право собрать новую сходку, предоставить новые свидетельские показания в свою пользу и требовать пересмотра прошлого решения и принятия нового, по их мнению, более справедливого.

При невозможности выполнить решение судебной сходки по выплате денежных долгов или процентов, плательщик мог просить членов сходки о снисхождении к нему и уменьшении платежа или уплаты его в рассрочку.

Наличие убийств одних цыган другими в исторических документах не засвидетельствованы, но в приватных беседах возможность мести за причинение смерти, хотя и очень глухо, но признаётся цыганами как очень редкое, но всё же могущее быть явление. Многоразовое наказание (месть), как сказал один из русских цыган, могло быть в старые времена кочевий не только за убийство цыгана цыганом, но и за оскорбление, хотя, как правило, цыгане в основной своей массе немстительны

 
ЦЫГАНЕ=ROMA=Cingaris=GYPSIES=CIGANOS=吉普賽人=ZINGARI=जिप्सФорум » ЦЫГАНСКИЙ РАЗДЕЛ » "Переулок госпожи Лукреции" » ПРАВОЗАЩИТА ЦЫГАН (Ссылки, контакты, адвокаты и правозащитники)
Страница 3 из 5«12345»
Поиск:

тест скорости интернета
| Copyright MyCorp © 2017 | |