благодарю!!ромалэ
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

http://murrshako-rom.ucoz.ru$724.67$724.67Сколько стоит ваш?

АЛЕКСАНДР ГЕРМАНО - ЦЫГАНЕ=ROMA=Cingaris=GYPSIES=CIGANOS=吉普賽人=ZINGARI=जिप्सФорум
RADIO

GIPSY VOICE
radio

ЦЫГАНСКИЕ СТРУНЫ
радио

Понедельник, 19.02.2018, 23:05
Главная
Регистрация
Вход
Цыганский портал!!!приветствую ромалэ!!зачан!!
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
ЦЫГАНЕ=ROMA=Cingaris=GYPSIES=CIGANOS=吉普賽人=ZINGARI=जिप्सФорум » ЦЫГАНСКИЙ РАЗДЕЛ » ЛИЦО ЦЫГАНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ » АЛЕКСАНДР ГЕРМАНО (Цыганский писатель)
АЛЕКСАНДР ГЕРМАНО
Lucrecija0636Дата: Пятница, 19.01.2018, 14:42 | Сообщение # 1
Группа: Модераторы
Сообщений: 115
Репутация: 3
Статус: Offline
АЛЕКСАНДР ГЕРМАНО — ОДИН ИЗ ОСНОВАТЕЛЕЙ ЦЫГАНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ В РОССИИ




Осенью 1915 года, в самый разгар полыхавшей вовсю Первой Мировой войны, в Орле
была издана книга, средства от продажи которой пошли на лечение раненых
и инвалидов. Сборник под названием «Орловцы – жертвам войны», как ни
удивительно, стал пророческим предчувствием будущих страшных испытаний
для всего мира и России.

НАШЛИ В КАПУСТЕ

Одним из авторов книги выступил 22-летний Александр Германо. В сборнике были
опубликованы его повесть «Иван Талыго» и эссе под названием «Червь
грызёт». Это небольшое, удивительное по своей сути, философское и
лирическое размышление о быстротечности жизни, о мудрости старости и
неминуемом мраке пустоты в конце земного пути каждого человека.
Поразительно, что такие глубокие мысли о бренности человеческого бытия
возникли в голове очень молодого человека, но, возможно, это произошло
как раз под влиянием событий войны.

У писателя, поэта, драматурга, собирателя цыганского фольклора и переводчика Александра
Германо (настоящая фамилия – Герман – А.П.) – неординарная биография.
Его родителей, выходцев из Австро-Венгерской империи, чеха Вацлава и
моравскую цыганку Каролину Германов – занесла на Орловщину кочевая
судьба. К этому времени в семье уже было десять детей, и многодетная
мать снова была беременна. Но отцу семейства не довелось увидеть
появления на свет одиннадцатого ребёнка, Вацлав Герман скончался за три
месяца до его рождения.

Чтобы как-то отвлечь от мрачных мыслей вдову, знакомые цыгане пригласили Каролину на свадьбу в село Старцево
(Лепёшкино) под Орлом (ныне – село Старцево Платоновского сельского
поселения Орловского района – А.П.). О том, что там произошло, потомкам
поведала в своих воспоминаниях жена Александра Германо, Мария Вардашко.

На свадьбе Каролина, обладавшая в жизни весёлым нравом и любительница
потанцевать, во время зажигательной музыки, пустилась в пляс, несмотря
на беременность. Но потом вдруг, в разгар всеобщего веселья, исчезла, и
танцующие не сразу заметили её исчезновения. Стали Каролину искать и
нашли в огороде, меж капустных грядок, где и случились роды. Вот так, в
капусте, и появился на свет будущий классик цыганской литературы.
Произошло это 26 мая (по старому стилю) 1893 года. А через два дня в
местной Николаевской церкви села Старцево (Лепёшкино) младенца окрестили
под именем Александр. Имя отца в метрической записи переиначили на
русский лад, и потому стал он вместо Вацлава Вячеславом.


В «СОДРУЖЕСТВЕ ОРЛОВСКИХ ЛИТЕРАТОРОВ»

До 8 лет ребёнок рос и воспитывался в семье матери, а затем его к себе
взяла старшая сестра Анна Вячеславовна Герман (Гильденбрандт). Александр
окончил церковно-приходскую школу, городское училище в Орле, а затем
продолжил учёбу в коммерческом училище в местечке Святошино Киевской
губернии и в Киевском коммерческом институте, закончить который ему
помешала Первая Мировая война. Возвратившись в Орёл, Германо принял
участие в выходе того самого сборника, о котором я выше написал.

С большим энтузиазмом молодой писатель принял Октябрьскую революцию и
Советскую власть, в первые годы которой он активно участвовал в
культурном строительстве на Орловщине. Без его участия не обходилось ни
одно мало-мальски значимое мероприятие.

С января 1919 года по начало 1920 года Александр Германо участвует в гражданской войне в
составе Красной Армии, а демобилизовавшись, вновь активно включается в
культурную жизнь Орловщины.

Он возглавляет орловское издательство «Красная книга», является редактором орловского
литературного детского журнала «Первоцвет» и организатором «Содружества
орловских литераторов» (члены которого собирались на квартире Александра
Вячеславовича на Карачевской улице), руководит отделом крестьянской
жизни в «Орловской правде», принимает активное участие в создании
Тургеневского музея (многие экспонаты для него он предоставил лично) и в
музейных литературных вечерах.

Кроме активнейшей общественной деятельности, Александр Германо успевает много и плодотворно работать
как профессиональный литератор – поэт, прозаик и драматург.

За один лишь 1921 год в Орле были опубликованы две его пьесы – «У дверей
дома» и «В некоем учреждении», сборник рассказов «Былые зарницы» и
отдельный рассказ «Петяшка». О пьесе «В некоем учреждении» стоит сказать
отдельно, поскольку сатирическая одноактная комедия, зло высмеявшая
советских бюрократов, имела большой успех у орловчан (впрочем, эту
комедию играли не только в Орле, а и в соседних губернских театрах, где
она ставилась около 300 раз). Комедия не потеряла своей актуальности и
поныне.


У ИСТОКОВ ЦЫГАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ТЕАТРА «РОМЭН»

С 1926 года начинается новый этап творческой биографии Александра
Германо: он переезжает в Москву и посвящает себя цыганской литературе и
культуре. Изучив в совершенстве цыганский разговорный язык (овладев и
несколькими диалектами), он стал одним из основателей цыганской
письменности.

Когда в самом начале 1927 года в Москве был задуман и вскоре стал выходить первый в мире цыганский
общественно-политический и литературно-художественный журнал «Романы
Зоря» («Цыганская Заря»), то его секретарём стал Александр Германо. В
ноябрьском номере журнала появился и первый его рассказ на цыганском
языке – «Руворо» («Волчонок»). А потом были другие произведения,
заложившие основу цыганской литературы.

Излюбленная тема его рассказов – дореволюционная жизнь цыган. Типичным образцом подобного
жанра является большой рассказ «Атасятуно бурмистро» (из книги «Ярга»).
Его герой — богатый венгерский цыган Ярга фон Веймар, наживший большие
деньги международной торговлей и привыкший вести роскошную жизнь в
европейских столицах, отказывается после начала Первой мировой войны от
возможности уехать в Германию. После революции и начавшейся гражданской
войны Ярга скитается со своим табором по России, видит, как молодые
цыгане покидают табор в поисках лучшей жизни, испытывает лишения от
холода и голода и затем погибает. Другая, сравнительно большая, повесть
«Ганка Чамба» рассказывает о тяжелой судьбе крепостной цыганки,
талантливой певицы, которая не может реализовать свои способности из-за
самодурства помещицы и, в конце концов, вынуждена бежать в табор.

Рассказы Германо посвящены и новой жизни. Так, повесть «В пути» представляет
собой описание добровольного переселения цыган на восток для участия в
социалистическом освоении Сибири. Надо отметить, что, несмотря на
политическую тенденциозность, проза Германо достаточно живо написана и
содержит реалистические детали цыганского быта. В формальном плане
Германо (как и другие цыганские прозаики) достаточно традиционен и
продолжает в целом традиции народнической прозы 80-х годов XIX столетия и
таких писателей, как Короленко и Горький. В сборнике «Ганка Чамба и
другие рассказы» (1935 г.), опубликовано также шестнадцать коротких
сказок, часть из которых представляет собой авторскую обработку
цыганского фольклора (сказок, былей и анекдотов).

В 1931 году в Москве начал свою жизнь и знаменитый театр «Ромэн», одним из создателей
которого стал, опять-таки, Александр Германо. Впервые в мире с
подмостков сцены цыгане на родном языке заговорили о своей жизни и
проблемах.

Трёхактная, музыкально-драматическая пьеса Германо «Жизнь на колёсах» стала премьерной для театра и шла в нём более 1200
раз. Главную роль Грины в спектакле блестяще сыграла известная
танцовщица и актриса Ляля Чёрная. Она буквально покоряла зал своей игрой
в неповторимом цыганском стиле.

Следом за первой пьесой Германо для театра последовала вторая – «Между огней» (другое название –
«Между двух зорь»). С 1931 по 1939 год театр «Ромэн» осуществил
постановку этих пьес свыше тысячи раз. Любопытно, что сами спектакли
долгое время шли на цыганском языке, а вот вставки между актами,
интермедии, – по-русски.

Всего, в период с 1927 по 1938 год, Александр Германо написал на цыганском языке (иногда, параллельно, сразу
и на русском) около 30 произведений – рассказов, небольших повестей,
литературных сказок, пьес, этнографических зарисовок, стихов и песен.
Они были объединены в несколько сборников. Кроме того, он, как писатель,
журналист и педагог создал несколько учебников и хрестоматий для цыган
(со своими переводами поэм и сказок А.С. Пушкина), опубликовал множество
статей и выпустил «Библиографию о цыганах», в которой впервые свёл все
материалы, опубликованные в русской прессе с 1780 по 1930 годы.


ОРЛОВСКАЯ ПАМЯТЬ

Творчество Александра Германо было оценено высоко как читателями, так и критиками.
В 1934 году он стал членом Союза советских писателей, и членским
билетом с подписью Максима Горького Александр Вячеславович очень
дорожил. К сожалению, с 1938 года в СССР публикации произведений авторов
(а их было почти два десятка) на цыганском языке прекратились, а вскоре
и спектакли театра «Ромэн» стали ставиться только на русском языке
(что, конечно, привлекло большую аудиторию, но несколько потерялся
национальный колорит).

Произведения Александра Германо, написанные на цыганском языке, несколько раз публиковались в русском
переводе, причём, однажды это было сделано и в его родном Орле («Повести
и рассказы», 1962 год).

Во время Великой Отечественной войны писатель жил в Москве и сотрудничал с Советским Инфорбюро, выступая с
чтением рассказов, сказок, стихов в госпиталях и в подмосковных частях
Красной Армии.

С Орлом Германо связей не прерывал никогда, приезжал на родину в творческую командировку в 1940 году, а потом – в
послевоенный период. В «Орловской правде» он печатался несколько раз в
40-50-е годы XX века.

Орловская природа и действительность вошли в цикл рассказов писателя «Призрачные лики» и «Всамделишные
происшествия». Перу Александра Вячеславовича принадлежат также очерки по
истории Орловской области, которые, к сожалению, мало известны даже
краеведам-исследователям. Рукописи многих работ писателя переданы его
женой в музей И.С. Тургенева.

Орловский цыган Александр Германо умер после тяжёлой болезни 22 апреля 1955 года в Москве. Похоронили
нашего земляка на Ваганьковском кладбище (5 участок). В Орле его именем
названа улица.



Александр Полынкин



Источник: http://klub-mastera.narod.ru/publ/istorija_orlovskogo..

 
Прикрепления: 8727620.jpg(23Kb)
 
ЦЫГАНЕ=ROMA=Cingaris=GYPSIES=CIGANOS=吉普賽人=ZINGARI=जिप्सФорум » ЦЫГАНСКИЙ РАЗДЕЛ » ЛИЦО ЦЫГАНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ » АЛЕКСАНДР ГЕРМАНО (Цыганский писатель)
Страница 1 из 11
Поиск:

тест скорости интернета
| Copyright MyCorp © 2018 | |