RADIO

GIPSY VOICE
radio

ЦЫГАНСКИЕ СТРУНЫ
радио

Пятница, 26.04.2024, 09:11
Главная
Регистрация
Вход
Цыганский портал!!!приветствую ромалэ!!зачан!!
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Главная » Файлы » Мои файлы

Трио "Лойко": "Без слов понятно, что есть жизнь и что есть смерть"
13.05.2008, 07:57

О цыганах хочется писать так, словно о них ещё никто не писал. Как будто не было ни хмельного угара кабаков, ни медведей с кольцом в ноздрях, водимых по городам и весям, ни украденных жеребцов. А была только музыка – здесь и сейчас. Хотя как тогда бы поистине загадочная цыганская душа нашла дорогу к сердцу русской? И кто бы тогда заполнил зал во время выступления группы "Лойко" в ДМ "Юность" 11 декабря? Наверное, одни знатоки этнической музыки.

 

Невероятно, что способна передать слушателям скрипка…. Когда этот инструмент лежит на плече опытного человека, струны щёлкают и присвистывают, словно канарейка в клетке, тихо крадутся в ночи или мучаются от похмелья, признаются в любви и обещают вечное блаженство (простите за невольный штамп – примеч. авторов). Когда же в диалог вступает её вторая товарка, послушные струны вдруг начинают переругиваться как поссорившиеся влюблённые, то надувая губки, то уступая, перемежая кокетство, спор и упрямство. Кажется, в конце они всё же мирятся.


А в это время гитара бешеным ритмом ведет счет времени или промелькнувшим вёрстам. Внутри что-то поворачивается, и время действительно застывает. Есть только мы, зрители, почему-то сидящие, а не пускающиеся в пляс, и они – артисты, выкладывающиеся полностью. Когда подводит техника, они дружески подначивают друг друга: "Ты что, без гитары не сыграешь?" А ещё эти невероятные люди рассказывают анекдоты о себе, цыганах: "Знаете, чем похожи и отличаются закарпатские цыгане от заполярных? И те, и другие водят медведей, только одни – белых, а другие – бурых". Или же: "Какой овощ самый цыганский? Кукуруза – она больше всех напоминает золото".

 

Рассказали они и легенду о названии группы. Говорят, 300 лет назад кочевал по России знаменитый цыганский скрипач-виртуоз Лойко Зобар, которого можно сравнить только с Паганини. Говорят, что он мог заставить людей плакать и смеяться в одно и то же время. Даже звери выходили из леса послушать его, а птицы пели вместе с ним. А ещё люди рассказывают, что он был героем своего народа, то есть лихим конокрадом. И зовущая за горизонт скрипка свидетельствует: точно так, таким и был. Пропащая душа, уголовная романтика.


Участники ансамбля – скрипачи Сергей Эрденко, Георгий Осмоловский и гитарист Михаил Савичев – властители на сцене, после концерта выглядели безумно усталыми. За кулисами было прохладно и оглушительно тихо после шумного фойе и полифонического концерта. Пока мы усаживаемся, Сергей Эрденко достает рекламную листовку "Лойко" и на оборотной стороне пишет адрес. Там же двумя росчерками черного маркера рисует "автограф" – длинноволосого скрипача. Уставшие пальцы не слушаются, и музыкант получается не очень красиво – это явно огорчает Сергея.


Александра Зайцева (А.З.): – Вы чувствуете себя цыганами… Почему?


Сергей Эрденко (С.Э.): – Я воспитывался в цыганской культуре, на этой музыке, она часть меня.… С другой стороны, вы знаете, у меня как-то круг творческий совершился в жизни. Я был сначала музыкантом, но перекинулся в актерство, окончил театральный институт, отдал этому практически 10 лет, поработал в театре и так далее, а потом неожиданно вернулся к музыке, но вернулся уже с ощущением новым, потому что период, что я был актером, дал мне что-то новое, что во мне отсутствовало. Затем у меня возникло желание создавать какие-то группы. Меня никогда не тянуло быть солистом, пусть это и звучит странно, мне больше хочется аккомпанировать и больше нравится существовать в команде. И создание этой команды, пожалуй, было самое ценное, самое важное – я шел к этому разными путями, у меня был и дуэт, и квартет, и оркестр, но потом я понял, что самое интересное – это трио. Когда играют три человека, тебе не за кого спрятаться, и ты должен изобретать. Поэтому в нашей музыке очень много таких приемов, которые, я даже не знаю, есть ли еще у кого – мы используем скрипки на все лады, извлекаем из них все возможные звуки. То же самое и с вокалом – мы расширяем возможности своего звучания на сцене.


Мария Каргаполова (М.К.): – А в чем секрет цыганской музыки? Почему именно она?


С.Э: – Я считаю, что цыганская музыка особая, потому что нет такого человека на земле, которого бы она оставила равнодушным. Когда человек слушает африканскую музыку, он может восторгаться, понимать, что это здорово, что это популярная музыка, но все равно эта музыка не тронет его глубоко. Она чужая с точки зрения России, для других стран, например, Латинской Америки – пожалуйста, это им близко. А здесь, на этом континенте, где бы мы ни появлялись, мы находим какой-то ход к сердцу каждого зрителя.


Наша музыка подобна эсперанто. Цыгане вышли из Индии, многие века кочевали и вбирали в себя сотни культур, поэтому в каждой стране Европейского континента цыганскую музыку ценят, хотя и понимают по-своему. Балканская музыка не похожа на русскую, различны стили фламенко и лаутары, но всех музыкантов объединяет желание играть так, как будто это твой последний концерт, играть так, как будто ты должен рассказать о чем-то очень важном, о том, что такое жизнь и что такое смерть, как будто открываются извечные тайны, вопросы, которые всегда себе все задают, но никогда не получают ответа. Ведь когда слушаешь цыганскую музыку, тебе без слов понятно, что есть жизнь и что есть смерть. С другой стороны, мы не играем в рамках классической традиции, хотя у нас и есть чисто традиционные вещи, мы стараемся двигаться вперед, сочинять, импровизировать, потому что так было всегда: кто-то придумал что-то, через некоторое время эта вещь становится классикой, а через сотню лет все уже забыли, кто это сочинил, и мелодия считается народной. Поэтому когда я слышу, что играют какие-то наши мелодии, я всегда очень радуюсь этому. Кто-то говорит, что надо брать деньги, авторские права соблюдать.… Нет, это не для меня…


А.З.: – Цыганскую музыку очень сложно слушать сидя, ноги сами в пляс просятся. Как бы Вы отнеслись к тому, если вдруг на Вашем концерте зрители начали танцевать?


С.Э: – У нас было подобное на некоторых концертах.… Например, был совершенно фантастический концерт в Бельгии – на ратушной площади, где собралось несколько тысяч человек, – публика слушала стоя, и в начале она шаталась, это была такая движущаяся масса, и это настолько потрясало меня. Это был некий огонь, именно огонь, пламя… Но больше всего меня потрясла реакция публики на заключительную нашу вещь – мы играли "Джулайн", сегодня мы ее не исполняли… Эта мелодия, пожалуй, самая популярная из цыганских в Европе, это гимн дороге! И вот, когда мы ее играли, мы сделали ее в стиле идущей повозки – так-так-так-так-так… – зрители продолжали колыхаться в такт, а потом вдруг зажглись тысячи огоньков, представляете! (Сергей Эрденко поднимает руку, будто бы с зажженной зажигалкой, и начинает плавно покачивать ею над головой – примеч. авторов). И хор, хор многотысячный вместе с нами пел эту вещь… Для нас это было потрясением – мы уже закончили петь, остановились, а многотысячная толпа еще несколько минут продолжала петь и колыхаться, как огонь… Это было людское поющее море, живое море…


А бывали моменты, скажем, в Испании, когда в зале сидели одни цыгане. Так это был вообще ураган! Из зала шла такая энергетика, такая сила, такая мощь, что она просто смывала людей со сцены как цунами, понимаете? Зал диктовал свои условия, он требовал определенного качества, сильнейшей отдачи. Концерт просто выжимал тебя, ты вылезал из собственной шкуры, но чем больше отдаешь, тем больше получаешь – я после этого концерта не мог заснуть…


М.К.: – Что принес Вам сегодняшний концерт?


С.Э.: – Мы безумно устали – из-за плохого качества звука, плохой акустики. Тут даже не вина звукооператора, это зал… Очень тяжело было играть, но безумно приятно, что зрители полюбили нас, что мы их тронули. Еще хочу сказать, что для нас приезд в Новосибирск несет определенную значимость. Наш гитарист Михаил – из Новосибирска, он учился в консерватории, и его выгнали со второго курса, чему я бесконечно рад. Я должен поклониться человеку, который это сделал, потому что потом Миша уехал в Испанию и жил с цыганами, и он там приобрел такую школу, которая не снилась ни одной консерватории. Но тем не менее, у него прекрасная классическая школа, и джазовая, и фламенко, у него удивительная энергия. И он добрейший человек, с ним очень интересно и легко работать – он растворяется в музыке, он помогает тебе, он становится самой музыкой. А Гоша – он жил и в Арабских эмиратах, и в Китае, играл совершенно разную музыку…. Нас объединяет любовь к цыганской музыке, которая, конечно, очень многолика, ну просто очень…


А.З.: – Как Вам такая "цыганская" – гастрольная, я имею в виду, – жизнь?


С.Э.: – Да, в этом смысле мы настоящие цыгане. Хотя у меня, например, есть дом и семья, несмотря на это, мы живем то там, то здесь. Дом – это просто база, куда мы возвращаемся с гастролей и вновь уезжаем. Сейчас моя семья живет в Петербурге… Когда я там, то по вечерам с сыном гуляю, мы разглядываем дома, воду, я посажу его на плечо, а он держит меня за ухо и поворачивает мою голову, если хочет, чтобы я куда-то свернул…


М.К.: – Сколько вы знаете языков?


С.Э.: – Я? Да так, понемножку… (улыбается смущенно-хитро) Вот моя дочь точно полиглот – когда мы жили в Ирландии, и она училась там в школе, то, естественно, говорила на ирландском и английском, с итальянскими друзьями говорила на итальянском, латынь они там еще учили – не понятно, конечно, зачем латынь, но учили... Жили в Париже – она общалась по-французски. Знать много языков – нормальное явление для тех, кто объездил весь мир.


Справка Academ.info: Группа "Лойко" ("Loyko") была создана в 1990 году в Лондоне, быстро завоевала популярность в Европе. Музыканты провели гастроли в США, получили оценку "пять звезд" на Эдингбургском фестивале, выступали вместе с "Pink Floyd", участвовали в создании саундтрека к фильму "Евгений Онегин" с Лив Тайлер и Райфом Файнсом в главных ролях. По мнению европейских критиков, группа "Лойко" давно и по праву принадлежит к мировой скрипичной элите.

 

Фото Александры Зайцевой


Мария Каргаполова,
Александра Зайцева,  http://academ.info/index.php?pid=news&id=5775
Новости Академгородка Academ.info

Категория: Мои файлы | Добавил: murrshako-rom
Просмотров: 1054 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
тест скорости интернета
| Copyright MyCorp © 2024 | |