RADIO

GIPSY VOICE
radio

ЦЫГАНСКИЕ СТРУНЫ
радио

Воскресенье, 20.08.2017, 10:52
Главная
Регистрация
Вход
Цыганский портал!!!приветствую ромалэ!!зачан!!
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Главная » Файлы » Мои файлы

Цыгане -- это не национальность, а состояние души
01.12.2008, 06:01
Времяот времени вижу на афишах в Петербурге колоритное название "Цыганский двор". Ансамбль под руководством заслуженного артиста России Владимира Устиновского. Встретила это название в титрах нового фильма Эльдара Рязанова "Ключ от спальни" (Устиновский сделал аранжировку романса Андрея Петрова, и "Цыганский двор" исполнил его). А потом мне подарили диск группы: цыганские песни, которые мало кого оставят равнодушным. И вот наконец на концерте "Праздник романса" вижу и слышу группу, что называется, "живьем". Успех оглушительный! Роскошные декорации, яркие костюмы, танцы красивых цыганочек и музыка, музыка, что заводит публику... Ну кто спокойно усидит, когда поют "Невечернюю", "Ручеек", "Я ехала домой", "Дану-данай", "Очи черные", "Мохнатый шмель"...?

Устиновский, руководитель, скромно, не в центре, а в стороне, играл на скрипке. А как играл!

-- У него консерваторское образование, -- шепнула мне подруга, фанатка "Цыганского двора" в целом и В.У. в частности. -- Он на скрипке Страдивари играл. Правда, не любит, когда его об этом спрашивают журналисты, надоели. А еще Путина развлекал, когда к нему Буш в гости приезжал...

И вот мы встретились.

Своей сцены, зала у коллектива в родном Петербурге, оказывается, нет. Хотя существует он уже около 20 лет, есть программы, есть спектакли. Например, таборная опера "Алеко".

-- Обидно, что в России свое никому не нужно, -- неожиданно признался Устиновский.

-- Как? Разве у нас нет интереса к цыганской песне? По-моему, он был, есть и будет...


-- Конечно. Если сами артисты его не испохабят и не отобьют его у зрителей. А все к тому идет. Интерес-то есть. Но дошло до полного абсурда: за удовольствие выйти на сцену артист должен заплатить! За аренду зала. Как вам это нравится? Большинство артистов -- зрелых, тех, кто не первый год на сцене, -- ностальгирует по тем временам, когда были худсоветы. Не было бы шелухи, которая процветает сегодня. Я считаю, что то, на чем воспитывают нашу молодежь, то, что творится на эстраде, -- это культурная диверсия. От русского языка на эстраде ничего не осталось, разве что ненормативное да "не верь, не бойся, не проси". Ребята, ну куда же мы катимся? Находим где-то всякие мыльные оперы, бесчисленные сериалы. Находим "Нотр-Дам" -- с одной мелодией на всю постановку. С одной! Это я утверждаю. И ее до того замылили на всех каналах, она же не сходит ни с одной волны...

Когда мы научимся уважать свою культуру? Русскую, цыганскую, узбекскую... -- все, что звалось когда-то Советским Союзом. Мы, малая народность, тут родились, тут наши корни, тут жили наши деды, прадеды. А нашей культуре места просто нет. Возможность работать в ресторанах -- это не способ сохранить культуру, я так считаю.

-- Вы работали в ресторанах?


-- Один-единственный раз за всю гастрольную жизнь. Это было в Париже в ресторане "Максим", где со времен революции не пел ни один цыган (их просто не приглашали, там только русское искусство. А нас пригласил Жак Давыдов, праправнук Дениса Давыдова. Ему исполнялось 80 лет, он живет в Штатах, но свой юбилей отмечал во Франции).

-- Вы много работаете за границей. Не без помощи каких-то покровителей, спонсоров?


-- Спонсоров у нас нет, гордость не позволяет ходить с протянутой рукой, хотя иной раз и нужно бы. Ну мы так устроены! Бедные, но гордые. Что касается зарубежных гастролей, то у нас уже, слава богу, дороги накатаны. Например, в Америку и во Францию нас возила баронесса де Людингхаузен, бывшая Элен Строганова (ее дворец в Питере -- на углу Мойки и Невского). На восток -- "Джапан Арт Корпорейшн". Президент этой компании послушал наш сольный концерт в БКЗ "Октябрьский" и после этого подписал с нами договор. Сейчас летим в Сингапур. Представительница знаменитой фирмы отелей "Хилтон" посмотрела нас на концерте и пригласила.

Мы выступали в 18 странах, не по одному разу. Ежегодно посещаем Японию, там у нас контракт до 2010 года. В Штатах были дважды и намереваемся ездить туда и впредь. Более того, скоро едем в Америку к Джорджу Бушу-младшему. Когда он встречался с нашим президентом в Петербурге, мы для них работали. И получили персональное приглашение в Белый дом.

-- Где был тот знаменательный концерт?


-- На теплоходе. У нас есть такое негласное название -- "императорские цыгане". Мы работали для президентов Франции, Испании. В Париже несколько раз встречались с Ив-Сен Лораном, с так называемой элитой...

-- И как элита вас принимала?


-- Прекрасно. Люди-то ведь все одинаковые. У всех такие же эмоции. Другое дело, что нам, ей - богу, приятнее работать для наших бабушек, чем для сытых миллиардеров. По России мы тоже много сейчас ездим, и такое добро, такие волны, такие флюиды идут из зала, вы себе не представляете! Вот недавно в Самаре за кулисы приходили бабули, у них нет денег купить наши диски, да и "вертушки"-то дома нет. Да, господи, возьмите бесплатно! Платочки какие-то несут в подарок...

Мы для иностранцев, конечно, экзотика. Но когда меня пригласили в Японию на мастер-классы -- со скрипачами заниматься, -- мне это польстило. Я ведь учился в Ленинградской консерватории...

Владимир Устиновский живет в Петербурге с пятилетнего возраста. Он родился на Кавказе. В четыре с половиной года мальчик из горного аула так играл на гармошке, что стал лауреатом краевого конкурса в Краснодаре. Талант заметили. На Кавказ приехала солидная комиссия из Министерства культуры. И отцу предложили выбрать для сына либо Московскую, либо Ленинградскую консерваторию. Отец, механик по профессии, сказал: "В Москве мы уже были. Поедем в Ленинград" Какое-то время мальчик жил в интернате, а потом семье дали квартиру в столице.

-- Но наши быстро переехали обратно на родину. Там свобода, воздух, горы, все свое... А тут что? Камни...


* * *


-- Я "обременен" высшим образованием. Может быть, это мешает мне нормально смотреть на то, что происходит вокруг. Мы как-то побывали на концерте одной "звездной" группы. За весь концерт музыканты ни одной живой ноты не издали! Все под "минус". Нормально это? Я бы таким артистам зарплату выдавал по телевидению: посмотрели на экране на деньги -- и гуляйте.

-- "Ромэн" -- в Москве, "Цыганский двор" -- в Петербурге. Между вами существует конкуренция? Вы знакомы со Сличенко?


-- Знакомы. Конкуренции нет. У нас разные "весовые" категории. Николай Алексеевич немного выиграл в том, что живет в Москве. Там к искусству относятся гораздо лучше, создают условия для работы, репетиций. Они к тому же сидят на зарплатах. Мы же помощи ни от кого не видим.

Знаете, до смешного доходит... Как у нас раньше были "Голубые огоньки", практически те же лица остались на экране до сих пор. Такое впечатление, что тот, кто пересек границу Московской области, а еще и въехал в столицу, тут же стал талантом, божьим даром для всех окружающих. Многие питерские артисты, которые хотят достичь известности, уезжают в Москву. Но мы-то знаем, чего стоят некоторые "звезды"...

Будь у нас такие возможности, как у "Ромэн", сделали бы гораздо больше, чем имеем на сегодняшний день. У нас в Питере есть кладовка, четыре с половиной метра. Делим репетиционную комнату, которую нам выделил "Петербург-концерт", с одним хоровым коллективом. Наверное, наверху рассуждают так: вы -- цыгане, значит, кочевники, так что кочуйте здесь, там...

-- Правда, что вы -- из румынских цыган?


-- Нет. У меня цыганского -- пять десятых процента. В моей крови кого только нет: черкесы, мингрелы, болгары, поляки, цыгане... А в принципе я, наверное, русский. Или негр. (Засмеялся). Вообще цыгане -- это не национальность. Это состояние души. Главное -- понять, любить цыганское искусство. И беречь его.

Цыгане живут повсюду, по всему миру. Мы встречали их в Америке, в Европе, в Испании, Греции, в Сербии, Болгарии... Много цыган в Финляндии. Они язык знают, не забыли. Разве только в Китае цыган нет (мы проехали всю страну). В Японии -- есть.

-- Как вас принимали китайцы, японцы? Они более сдержанны, чем наши зрители?


-- Ничего подобного! И в Швеции, и в Финляндии -- так называемых "холодных" странах -- так же свистят и пляшут в зале вместе с нами. Другое дело -- как до них достучаться. Тут уже спортивный азарт появляется. Тяжелая артиллерия идет в ход. Когда мы чувствуем, что от нас чего-то еще ждут, тогда выпускаем нашу Татьяну с "венгеркой" (то, что у русских называется "цыганочкой"), вот после этого степа -- все в порядке, контакт налажен. Нет "холодных" зрителей, плохой публики, есть бездарные артисты. А какая публика была недавно в нашем ДК "Ленсовета"! Вы видели...

Во всех странах, где выступаем, обязательно делаем блок местных народных песен, такой подарок зрителям. На "ура" принимали нас в Японии. Китай -- это особая статья. Китайцы считают, что "Подмосковные вечера" -- русская народная песня, ее надо спеть обязательно, иначе это не концерт...

Кстати, сказал "Китай" -- и вспомнил случай. Мы впервые приехали в эту страну. Вышли из гостиницы на улицу, решили пиво в баночках выпить. Вдруг подходит полицейский, по плечу меня хлопает. В чем дело, думаю? Лицо у меня не сильно европейское, но и не китайское. Переводчик объяснил: "Были бы вы китайцем, шесть месяцев тюрьмы заработали. Нельзя пить на улице". У нас бы вся страна сидела...

Очень нам понравилась публика в Японии. Она сдержанная, но объективная. Представьте себе, мы проехали там 18 городов и ни в одном зале не работали с микрофонами. Самый маленький зал был на тысячу двести человек, а самый большой -- в Осаке -- больше четырех тысяч. Там очень ценят живое звучание, без усилителей. Поэтому и билеты стоят достаточно дорого. И отношение к искусству там другое. Мы прилетаем в Японию за четыре-пять дней до первого концерта, и нам все оплачивают. Адаптация! В России же с поезда, с самолета -- на концерт. В Японии мы не работаем чаще, чем через день, а то и два, за месяц играем девять-десять концертов, не больше. А условия! Мы приезжаем на концертную площадку, там все службы уже готовы. Столы накрыты, костюмеры с утюгами. У каждого артиста -- своя гримерная, с душем, туалетом, роскошными зеркалами. Кстати, о гастролях. На Западе работают так: за шесть месяцев до выезда нам присылают полную распечатку -- распорядок, где и как мы будем жить. Все заранее расписано по часам! И ничего не меняется. Так люди работают.

Сейчас будем записывать в Японии два своих диска. Договор с фирмой "JVC" уже составлен. Здесь нам это не потянуть.

-- Как?!


-- Да. Японцы сами выпускают диски. За свои деньги. Еще нам платят и диски дают.

-- Фантастическая страна...


-- Представьте себе, там каждую среду в музыкальном колледже проходят уроки эстетического воспитания, на которые приводят ребятишек из детского сада. Огромный зал, примерно на три тысячи мест. До нас там работали Лондонский королевский симфонический оркестр, Пласидо Доминго, гитарист Пако де Лусия... В антракте ребятня бесится на улице, совсем как наши, галдят, на голове стоят. Ну дети же! Но только вошли в зал... Чопорные. Сидят по-японски на коленях на полу. Самураи...

* * *


-- Бывает, что после концерта к вам приходят за кулисы цыгане и просят взять в коллектив?

-- Да. Вот сейчас у нас работает Леша Вербицкий. Он пришел ко мне шесть лет назад. Наглый, как цыганенок, естественно. У нас был концерт в зале "Октябрьский".

-- Я хочу у вас работать.

-- А что ты умеешь?

-- Что тут уметь? Я цыган.

-- Здрассьте! Ну, спой.

Спел. Конечно, цыган цыганом. Но надо же иметь образование. Леша обиделся и ушел. Через пять лет (!) звонит: "Владимир Константинович, я закончил институт культуры, вокальное отделение". Представляете, какой мерзавец?! Он из Новгорода, учился в Питере пять лет, снимал здесь комнату, мне даже не звонил! Парень запел. Видите, как бывает?

Мы недавно были в Вологде. За десять минут до концерта приходит ко мне в гримерку директор зала. Ничего, говорит, не понимаю. Все билеты распроданы, а зрителей в зале раз, два и обчелся... Оказалось, цыгане ждут на улице своего барона. Он приехал, сначала зашел ко мне в гримерку, поздоровался, пообщался. И только после этого вся лавина цыганская хлынула в зал. Встречали распрекрасно! Мы уезжали в этот же вечер. И все эти цыганские "Волги" -- с занавесочками, подковами, бубенчиками -- на площади (на "Мерседесах" юность ездит, настоящие мужики -- на "Волгах"). Провожали нас на вокзале с угощением. Барон сказал мне: "Взял бы ты к себе моих цыганят, несколько штук, я все оплачу, квартиры им куплю... (Улыбается). Чудный мужик совершенно!

-- У вас скрипка грустная, печальная...


-- Как все искусство российское.

-- Я слышала, что вы очень строгий, уволили из ансамбля людей, они теперь сольно работают. У вас состав часто менялся?


-- Не часто. Двоих убрал и правильно сделал. Я очень дорожу своим коллективом и добиваюсь, чтобы мы были как одна семья. Прощусь без сожаления с артистом, который не устроит меня по своим человеческим качествам. Я не признаю никаких больничных. Артист не может болеть. Либо он живой, либо мертвый. Если живой -- значит, иди работай. К себе так отношусь и к ним тоже. Садюга, да?

* * *


-- Ну а про скрипку Страдивари расскажите мне, пожалуйста, Владимир Константинович. Было? Или это слух?

-- О-ох! Все не так было. Это было давно, в Ленинградской консерватории. Я жил в интернате (кстати, с какими людьми жил! В одной комнате с Валерой Гаврилиным, известным композитором). Я учился игре на скрипке. Где-то в пятом-шестом классе мне дали скрипку из госколлекции музыкальных инструментов, я на ней занимался. И лет шесть-семь играл на скрипке Амати (Амати был учителем Страдивари). Очень хороший инструмент. Но, знаете, у скрипачей есть поговорка: "Не имей Амати, а умей играти"...
Категория: Мои файлы | Добавил: murrshako-rom
Просмотров: 892 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
тест скорости интернета
| Copyright MyCorp © 2017 | |