RADIO

GIPSY VOICE
radio

ЦЫГАНСКИЕ СТРУНЫ
радио

Понедельник, 18.12.2017, 13:55
Главная
Регистрация
Вход
Цыганский портал!!!приветствую ромалэ!!зачан!!
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Главная » 2007 » Октябрь » 12 » За каждым народом стоит государство. Кроме цыган
08:43
За каждым народом стоит государство. Кроме цыган

   
автор:
Ольга МИХАЙЛОВА

В украинский реалиях предвыборной сумятицы и геополитических разборок проблемы народа цыган, кажется, задвинуты куда-то на дальнюю полку. О цыганах вспоминают разве что в культурном контексте. Тот факт, что есть еще и контекст политический, чаще игнорируется. Об этом, в частности, мы говорили с директором театра "Романс", председателем общественной цыганской организации "Амала" Игорем Крикуновым.
В Украине достаточно невнятное представление о том, кто такие и чем живут цыгане Украины. Даже неизвестно толком, как правильно вас называть – ромы или цыгане?
– Знаете, я же ведь родом из другого времени, а тогда нас звали цыганами. И я привык всю жизнь зваться цыганом. Ром – это слово было в нашем общении, между нами. За последние пару лет европейские веяния пришли к нам на Украину, а вместе с ними и слово ром вошло в обиход. И вот уже на всех уровнях формулировки сменились – слушания в Верховной Раде проходят по ромскому вопросу. Но от перемены названия я не переменился – как был цыганом, так и остался.

Со стороны выглядит так, что в культурном развитии цыган доминирует тенденция сохранить традицию. Так ли это?
– Я вижу это иначе, наблюдаю, что молодежь работает на уничтожение этой культуры. От нашей музыкальной традиции, от нашей народной песни уходят – в соул, в диско, в хард-рок. Есть единицы, которые берегут наследие и при этом ищут новое, не порывая с корнями. Но я думаю, в целом это временное явление. Молодежь, взрослея, начинает понимать, что от корней не уйдешь. Когда им будет по 30-40 лет, они повзрослеют и все это поймут.

Скажите, какую роль в репертуаре Вашего театра играет цыганская тематика, и как далеко вы от нее отходите?
– Мы не ортодоксы в этом смысле. Например, идет у нас пьеса по гениальной поэме Лины Костенко "Циганська муза". Спектакль о судьбе реального человека – цыганской поэтессы Папуши, которая жила в Польше. Но истории поэтов – они всюду похожи. При жизни поэта игнорируют, а после его смерти начинают на нем зарабатывать деньги и продают его фотографии. Такова судьба и этой поэтессы. Она была таборная цыганка, и все ее соплеменники над ней издевались, рвали и сжигали написанные ею стихи. Теперь она – признанный поэт, ее переводят по всему миру. А самая последняя наша постановка – это "Легенда о скрипке". Персонажами в ней являются Ференц Лист, Никколо Паганини и цыгане. Я нашел много архивного материала о связях того же Ференца Листа с цыганами, – он ведь оплачивал учебу молодым цыганам. Он много путешествовал, причем его оценили на родине, в Венгрии только после того, как он получил признание за рубежом, в Европе. Разве не то же самое и у нас происходит? Как только артист уезжает "туда" – Украина им гордится, как только он возвращается и выражает желание здесь творить – возникают сложности. Это проблема всех наших театральных и кинозвезд – страна не ценит своих героев. Тот же Толик Хостикоев, вот он дошел до какого-то уровня, и – все. А он мог бы и более полно себя реализовать! Слава Богу, Богдан Сильвестрович вырвался на российский рынок, у Ежи Гофмана снимается, и Украина ценит его. Но если бы он только здесь проявлялся – поверьте, к нему было бы совсем другое отношение. Кличко – та же история. Пока он побеждал "там", за рубежом – мы аплодировали, а тут в течение буквально нескольких лет его имя поблекнет. Особенно, если он в политику пойдет, – а уже ведь пошел! Посмотрите, – изгадят, искромсают, и не вспомнят, что чемпион.

Говорят же, "нет пророков в Отечестве", и распространяется это наблюдение, вероятно, не только на Украину.
– У нас часто происходят такие "сборные" концерты, когда мы выступаем вместе с московскими звездами. Они считают, что Украина – это какая-то глубокая периферия, а вот они – это высший сорт. Притом многие несут откровенную полову, и только единицы представляют что-то достойное. Два года мы проработали таким образом, что каждый день – с какой-то московской звездой. Я видел, что они из себя представляют. За все это время только двое были реально достойными артистами. Да и о чем можно говорить, когда все то лучшее, что есть в Москве – из Украины. И на эстраде, и в театре, и в музыкальном искусстве. Причем, когда приезжает эта московская братия, она получает колоссальный гонорар. А наш артист, который тоже считается звездой, – он копейки получает! Сериалы посмотрите. Если снимаются в сериале наши и московские артисты, то их артист получает деньги, а наш получает копейки. Отношение – соответственное. Им – лучшие гримерки, обслуживание и внимание, а нашим – "вы же свои, вы уж как-нибудь". Вот отсюда все начинается.

Хоть Вас и нельзя назвать человеком от политики, возможно, у Вас есть свое мнение относительно того, как на политическом уровне могут отстаивать свои права цыгане?
– Для того чтобы наш народ нашел свое место в политическом поле Украины, нужно время. Сейчас этот процесс только начинается. В Европе он давно идет – Европейским Союзом уже принята десятилетняя программа развития для ромов. Чтобы эту программу реализовать, нужны финансы, и там, в Европе, все это решается, – и Всемирный банк развития, и Банк Евросоюза выделили на эту программу деньги. У нас же… Предыдущая власть подобную программу разрабатывала, но, как потом оказалось, в бюджете это никак не было заявлено. В итоге эта декларация так и осталась декларацией. У нас недавно проходили заседания в комитете, и лидеры цыганского движения говорили о наших проблемах. Предполагалось, что итоги этих совещаний будут вынесены на Верховную Раду, потом – кабинет министров. Но если нет денег под решение этих проблем в государственном бюджете, то и итог предположительно – нулевой. Я наблюдаю, какой хаос во власти вообще, и по принятию бюджета, в частности. И потому, я думаю, в ближайшие пять-десять лет будет не до цыган. И к тому же я слышу мнения, которые высказываются на всяческих высоких совещаниях, когда украинцы говорят – "дайте нам, украинцам, сначала решить наши проблемы, а потом будем заниматься вами". Я не говорю, что это позиция власти, но это мнение тех людей, которые вхожи во власть.

Что же, сфера, в которой цыгане могут проявить себя, – это исключительно сфера культуры?
– К слову, само существование нашего театра обеспечило не государство. Театр, если хотите – детище конкретного города, столицы, точнее – мэра столицы. Кто, как Вы думаете, дал нам "державний" статус? Это было сделано подписью Сан Саныча. Нас поддержало главное управление культуры в лице Александра Николаевича Быструшкина. Так мы стали муниципальным театром. Но это – национальная политика мэра города, мэра столицы, это не политика государства. Раньше существовало министерство по национальным делам, сейчас это Комитет по национальным делам. Но от него мы имеем одни декларации. Все упирается во время. Сейчас только идет поиск схем, поиск национальной и государственной идеологии, и я уверен, что сразу проблемы всех национальных меньшинств не решить. Сейчас приоритетное внимание уделяется Крыму – и это закономерно в контексте геополитических проблем, связанных с этой территорией. Остальным же малым народам внимание минимально. К тому же за каждым (почти что) национальным меньшинством, кроме цыган и ассирийцев, стоит государство. За поляками – Польша, за немцами – Германия, о российской диаспоре можно и не говорить. Но вот у цыган такой поддержки нет. Так сложилось, что наша страна многонациональная. Да, есть ведущая нация в Украине – украинцы, но здесь живет и много национальных меньшинств. Об этом должен помнить каждый политик, который рвется к власти. И он должен понимать, что и украинец, и еврей, и поляк, и румын, каждый – это его ребенок. А пока рвут эту бедную страну на части и думают только о себе.

А как обстоят дела у цыган в России?
– В Москве тоже дела обстоят не лучшим образом, там тоже только-только начинают выстраиваться отношения с государством. Совсем недавно создана общественная организация "Цыганская автономия". Я имею представление, о том, как эти процессы происходят в Европе, поскольку принимал участие в международных европейских цыганских конгрессах. В той же Болгарии в парламенте – два депутата-цыгана. Они, естественно, могут ставить какие-то вопросы, добиваться решения проблем. Также в Югославии. В Венгрии в этом смысле еще лучше, два министра действующего правительства – цыгане.

Ваши достаточно широкие зарубежные контакты, вероятно, связаны с проведением фестиваля "Амала", но этим не исчерпываются
– Я руковожу общественной цыганской организацией "Амала", а фестиваль, – это только одна из форм работы этой организации. Что касается контактов с той же Польшей – я являюсь учредителем (от Украины) цыганского музея в Освенциме.

Это сейчас одна из лучших экспозиций в мире.Наверное, этот музей недавно был создан?
– Да, пару лет назад. Мы специально к его открытию сделали спектакль о памяти. И вот опять об отношении украинских властей к цыганскому вопросу. На открытие музея, когда проходила панихида по жертвам войны, съехались дипломатические корпуса ну, наверное, всех стран. Делегации из Европы, Америки, Израиля, – высочайший уровень. А нашего посла не было. До этого несколько лет назад мы были на дне памяти в Освенциме. Когда я его открывал, на украинском языке я читал "Оду обірваному дзвону", – это очень пафосная вещь Ивана Драча. После этого ко мне подошел представитель украинского посольства – "А ви хто? А ви звідки?". Я говорю – из Киева, директор театра, председатель общественной организации. Оказалось, он и не знал ни о таком театре, ни о такой организации…

Расскажите о международном фестиваля цыганского искусства "Амала".
– Если верить общественному мнению, то он разворачивается, становится все более значимым и интересным, набирает с каждым годом обороты. Но опять те же проблемы – и людей, и фантазии достаточно, но как реализовать все это? Как только ты начинаешь работать, сразу сталкиваешься с финансовым вопросом. От того, найдешь ли ты деньги, зависят масштабы и наполнение фестиваля. В этом году мы проводили его во дворце "Украина". Это уже о многом говорит – все же центральная площадка Украины. Гости у нас были из Македонии, Норвегии, России, герои телесериала "Кармелита", который сейчас у всех на слуху. Вообще за шесть лет на фестивале побывало очень много зарубежных коллективов. Два фестиваля мы проводили здесь, в парке Пушкина.

А парковые площадки – разве они не более удобные? Там ведь все звучит по-настоящему, честнее.
– Конечно, у них масса плюсов. Первая площадка у нас была – шоу-парк "Золотые ворота", это была открытая площадка. Была сцена, но, кроме того, был целый цыганский город – с кузницами, с лозоплетением, с другими ремеслами. И цыганская свадьба гуляла, и драки были, постановочные, конечно. Вот почему он произвел тогда впечатление – все, кто приходил, были в восторге. Такое проникновение было в культуру! И именно это направление надо бы развивать. Следующий фестиваль, рассчитываю, проведем снова на открытой площадке. Бывало, делали фестивали и на три дня, когда театры из других стран показывали спектакли, бывало, проводили мы и конкурс молодых исполнителей. Каждый раз – что-то новое.

Когда о Вас пишут наши масс-медиа, они с удовольствием акцентируют внимание на тех моментах, которые кажутся экзотичными для большинства читателей, выросших в другой традиции. Вас не смущает такая форма внимания к Вам?
– Да, журналы если и берут интервью, то, как правило, только о том, как я украл жену. Больше ничего не интересует. За последнюю неделю четыре передачи было, и все спрашивали только об этом.

Что такое цыганская солидарность? Как Вы думаете, на чем она основана и не угрожают ли ей реалии современности?
– Так сложилось исторически – у цыган ничего, кроме дороги, не было. Стоянка – один день, и дальше по этой же дороге жизни… Спасало единокровие, но это же и привело к тому, что цыгане становились все более закрытыми. Гонимые. Отсюда – поддержка друг другу. Почему сегодня цыгане едины, почему они поддерживают друг друга? Это в генах. Но современность эту солидарность размывает.

Можно этому противостоять?
– А нужно ли? К слову, есть идея учредить отдельные цыганские школы. Но ведь мы готовим гражданина для общества, а не для гетто, значит, он должен жить и развиваться здесь, а не в неких изолированных школах. Для тех, кто подзабыл цыганский язык или историю, – да, нужно в школе вводить факультативы. Но полностью отрезать от среды – пагубно, это гибельный путь. Многие, кстати, со мной спорят, отстаивают эту идею цыганских школ. Но каждый раз я спрашиваю – для чего? Куда дальше пойдет выпускник такой школы – в цыганское государство? Его ждет изоляция.

Есть ли у Вас чувство Родины? Как оно дает о себе знать, и с чем ассоциируется – с отчим домом или со страной, в которой живете?
– Я родом из СССР, и для меня это – Родина. Мы проехали очень много, гастролировали, иногда нам предлагали остаться. Одна страна вообще шла в руки, там обещали все условия. Но я отсюда никуда не уеду, я не смогу жить в другой стране. Родина моя здесь.

Просмотров: 748 | Добавил: murrshako-rom | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2  
Дело в том что на Украине рома ушли в подполье, то есть растворились на время в других нациях, того требует жизнь. Рома - народ предприимчевый и привыкли подстаеваться к жизни, по этому даже в документах пишеться национальность Украинец. Есть на всё это причина. Например менты и власти знают что рома не могут нормально работать ( по их понятию) заробатывать бабло и всё такое, короче по любому если РОМ - так он мутный и его нужно проверять постоянно, так вот из-за этого и скрываешь свою нацию, из-за этого и не говоришь романэс чтобы даже соседи незнали, и по этой причине в настоящее время украинские рома мало говорят романэс. Я неприветствую это, но так же я понимаю что нет выхода. Короче говоря главное чтобы осталось романо понятие, а остальное всё приложеться

1  
Хороший человек, дал хорошее интервью
Но миф, что над Папушей издевались из-за написания стихов, распустили гадже... всё было по другому...

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
тест скорости интернета
| Copyright MyCorp © 2017 | |