RADIO

GIPSY VOICE
radio

ЦЫГАНСКИЕ СТРУНЫ
радио

Вторник, 19.12.2017, 01:26
Главная
Регистрация
Вход
Цыганский портал!!!приветствую ромалэ!!зачан!!
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Культура цыганского этноса
Введение

Специфика цыганской культуры представляется крайне интересной для изучения. Люди, принадлежащие к этой культуре, живут в разных странах, но нельзя сказать, что они утратили самобытность своего этноса.

Цыганский фольклор богат прекрасными душевными романсами, увлекательными сказками об их кочевой жизни. Большинство цыган искусно играют на гитаре и танцуют, подкрепляя впечатление яркими, колоритными нарядами. Недаром в царской России многие представители состоятельных сословий не представляли хорошего празднества без участия цыганского ансамбля. Во многих литературных произведениях, описывающих то время, мы прочтём что-то вроде: «Ай да к цыганам! Забудем всё – повеселимся». Это не случайно, ведь цыгане ассоциируются с весельем, вином, песнями и танцами, беззаботностью, лёгкостью жизнеощущения, но, в первую очередь, со свободой.

Так что же нам известно о цыганах? Всегда ли они были такими, как сейчас? Что повлияло на формирование ценностного скелета их культуры?

Происхождение и миграции цыган

Цыганский язык образовался на основе индийского языка (относится к группе родственных санскриту новоиндийских языков). Далее в цыганский язык вошли элементы других языков, и образовалось множество диалектов. Яркие представители цыганской национальности напоминают исконных жителей Индии — дравидов. В обычаях цыган сохранились черты индийской кастовой системы. При дворах многочисленных индийских князей была особая социальная прослойка. Эти люди занимались тем, что всячески развлекали князя и его приближенных песнями и танцами, и к тому же удовлетворяли хозяйственные нужды дворца. Но этот обслуживающий персонал изначально не мог принадлежать к низшей касте, так как представители низших каст не могли даже приближаться к князю. Следовательно, придворные танцоры и музыканты не могли являться представителями низшей касты.

Жизнь при княжеских дворах не могла в течение долгого времени быть спокойной и счастливой, ведь знать воевала между собой, и это влекло за собой разорение одних и возвеличивание других. В соответствии с ситуацией придворная челядь тоже передвигалась и находила себе новых хозяев. А то, что придворные музыканты и ремесленники принадлежали к серединной касте, позволяло им иметь отношения с представителями как высшей, так и низшей каст. Так предки цыган мигрировали, ведя кочевой образ жизни и сохраняя те занятия, которые позволяли им занимать специфическую социальную нишу. Эта теория о происхождении цыган из Индии на сегодняшний момент самая достоверная.

Миграция цыган осуществлялась с 10 века, когда по неизвестным причинам часть цыганских племен покинула Индию. Далее их путь пролегал так — пребывание в Иране, затем Египет, Сирия, Греция и Малая Азия, и, наконец, в 15 веке цыгане наводнили Европу. Долгое время до 15 века цыгане жили в Византии. Их традиционные занятия — гадание, песни-пляски, кузнечное дело. По историческим свидетельствам, изделия цыган пользовались достаточным успехом, некоторое время цыгане вели оседлый образ жизни. Византийские источники рассказывают о том, что цыгане занимались гаданием, дрессировкой животных — медведей и змей. Основным ремеслом было кузнечество, которым они особенно хорошо владели, потому что им были известны особые тонкости ремесла.

Но когда крестовые походы Средневековья привели к упадку Византийской империи, цыгане начали переселяться в Европу. С этого времени и началось расселение цыган по всему миру, получившее название Великий цыганский поход. В результате этого расселения цыгане устойчиво обосновались в Европе. Поход этот изначально был исключительно мирным. Цыгане по своей психологии никогда не хотели ни воевать, ни образовывать собственное государство. Большинство цыган, отправившихся в Европу, обладало авантюрной психологией, и за цыганами постепенно закрепилась репутация воров и обманщиков. Но это произошло не сразу. Сначала цыгане умудрились получить, а может и подделать, охранные грамоты от самого Папы Римского. Кроме того, сами правители государств благосклонно относились к цыганам. Сохранилась грамота, выданная цыганскому табору императором Венгрии Сигизмундом в 1423 году. Обращение к местному населению начиналось словами: «Вам следует оказывать им покровительство всеми способами. Наш верный Ладислав, воевода цыганский, имеет также право карать и миловать виновных, у вас же такого права нет...».

Эти грамоты долго оправдывали существование цыган, пока экономическая ситуация в Европе в 15 веке не изменилась в худшую сторону и население уже не могло спокойно относиться к цыганам, живущим преимущественно за чужой счет. Тем более что они позволяли себе попрошайничество и мелкое воровство. Главная причина антицыганских законов в изменившихся экономических условиях, которые заставили общество создавать более жестокое законодательство и сориентировать свою агрессию на антисоциальные элементы, которыми всегда были цыгане. Тогда в некоторых странах были приняты первые антицыганские законы: Румыния, Молдавия, Германия, Франция, Англия, Дания, Шотландия, Швеция.

Однако следует отметить, что во времена инквизиции, когда по всей Европе горели костры, цыгане почти не пострадали. Они не интересовали церковь, которая вообще не смотрела на них как на людей. Именно это позволило цыганам выжить, ведь страшно предположить, что было бы, если бы инквизиция обратила на них свой взор.

В 15 веке в Европе шло активное формирование национальных государств. Теперь главным стали не вассальные связи, что было очень удобно цыганам, а принадлежность по национальному признаку. К тому же в результате экономического кризиса и резкого падения уровня жизни обеднели многие слои местного населения, и резко возросла социальная агрессия по отношению к бродягам, кочевникам и т.д. В результате этих двух факторов и начались гонения на цыган. Поражает стойкость цыган во время этих репрессий. Например, в такой экономической ситуации увеличилось число женщин, торгующих собой, но цыганские женщины никогда, ни при каких обстоятельствах не были проститутками. Зато цыган охотно брали служить в армию. Причем цыган-солдат возил за собой всю семью, деля с ней пропитание из солдатского котла. У цыган отсутствовали такие качества, необходимые для военной службы, как стойкость, надежность, отвага. Но их компенсировали другие качества: хитрость, бдительность, ловкость, способность все видеть и оставаться незамеченным. Эти качества ценились особенно.

В 18-19 веках ситуация стабилизировалась. Постепенно цыган перестали преследовать как особый народ и начали подводить под общую для всех статью о бродяжничестве. Цыгане стали оседлыми, вернулись к своим занятиям: ремесло, торговля, песни и пляски.

Этнические группы цыган

Существует множество этнических групп цыган, хотя со стороны трудно понять различия между ними. Эти группы отличаются друг от друга диалектом, занятиями и некоторыми незначительными культурными характеристиками.

Цыгане называют себя «ром» (рома во мн. числе). Поскольку мир делится на своих и чужих, то для обозначения чужих тоже существует специальное слово – «аже». Это очень серьезное различие для психологии цыган, которое позволяет им сохранять собственную национальную целостность в противовес всему остальному миру.

Интересно, что представители каждой этнической группы считают себя истинными цыганами. Этнические группы цыган возникали вследствие кочевания, причем кочевание у цыган никогда не было бессистемным передвижением с места на место. Кочевание было связано с заработками и с хозяйственной деятельностью цыган. Ареал кочевания невелик — 300-500 квадратных километров. Для того чтобы цыгане покинули привычные места, нужны исключительные обстоятельства, пример которых — Великий цыганский поход, который, в конечном счете, и послужил образованию новых этнических групп цыган, формированию различных диалектов цыганского языка. Сейчас в мире существует около 50 этнических групп цыган, которые немного отличаются друг от друга при сохранении основного уклада цыганской жизни.

Испанские цыгане зовут себя «кале». История формирования этой этнической группы очень противоречива. С одной стороны, постоянно издавались указы об изгнании цыган, с другой — от цыган требовалось вести такой же образ жизни, как и коренное население. Цыгане подверглись значительной ассимиляции. В основу их диалекта легла испанская речь. На основе местного фольклора цыганами был создан музыкальный стиль фламенко — единственная в Европе цыганская самобытная музыкальная система. По вероисповеданию испанские цыгане — католики.

Немецкоязычные цыгане — «синти». К этой группе относятся цыгане, уже очень долго, с 15 века, проживающие в немецкоязычных странах. Значительная часть немецких цыган вросла в общество: дети стали учиться в школах, многие цыгане работали в сфере искусства. Приход к власти нацистов нанес страшный удар по синти. Большая их часть погибла в концлагерях.

Русские цыгане.— «русски рома». Они происходят от синти, пришедших из Германии и Швеции в конце 17 века. Находясь в Европе, эти цыгане нанимались в армию, и в России они долгое время сохранили эту традицию. Например, в войне 1812 года в составе русской армии было много цыган. Обычно русские цыгане приписывались к крепостным и облагались налогом. Летом они кочевали, зимой жили в крестьянских домах. Еще они гадали и торговали лошадьми — традиционные занятия цыган. Огромной популярностью у русского народа пользовалось цыганское пение. Во многих городах России были цыганские хоры, что и давало цыганам неплохие средства к существованию. Вообще, в России цыгане быстро ассимилировались, переняли русскую одежду и обычаи, стали православными по вероисповеданию. Русских цыган можно подразделить на ряд групп по месту их проживания — «смоленски рома», «псковска рома», «сибиряки».

Румынские — «кэлдэрары». Кстати, их национальный костюм — эталон цыганского во всем мире. До середины 19 века эти цыгане проживали в Румынии, а далее начался их массовый исход по всему миру. Увеличение численности цыганского населения и ограниченный рынок сбыта изделий их традиционных ремесел заставил цыган искать новые места своего проживания. Перед Первой мировой войной экономическое положение цыган сильно улучшилось в связи с высоким спросом на их изделия. И одновременно кэлдэрары — самые мобильные из всех групп цыган.

«Ловари» - это этническая группа, сформировавшаяся на территории Австро-Венгрии. Они составляют самое богатое цыганское население. Мужчины этой группы занимаются бизнесом — торговля антиквариатом, коврами, машинами. Женщины — гадают. Несмотря на такую высокую социальную интегрированность, они сохранили приверженность родному языку и обычаям. Название «ловари» происходит от слова «лове», что означает деньги.

«Сэрвы» - это группа цыган, сформировавшаяся на территории Украины. Эти цыгане много заимствовали из украинской культуры. Они славятся исполнением украинских народных песен.

«Люли» - это среднеазиатские цыгане. В настоящее время живут на территории Узбекистана и Таджикистана, являясь потомками тех цыган, которые осели там после выхода из Индии. Утратив свой язык, люли пронесли через века традиционный образ жизни. Часть люли живет в городах, часть странствует. Люли двуязычны - узбекский и таджикский язык. Некоторые исследователи называют их не цыганами, а цыгано-образной группой из-за сильной ассимиляции, которой они подверглись, прежде всего, из-за утраты собственного языка.

Это лишь некоторые из существующих этнических цыганских групп, которых много по всему миру, и каждая имеет свое название в зависимости от территории, на которой они проживают.

Структура семьи

Цыганская семья имеет четкую иерархическую структуру. Безусловно, эта структура видоизменилась под влиянием времени, но раньше она была очень жесткой и патриархальной.

Во главе семьи обычно стоит мужчина, хозяин и властелин, его слово - закон. Никто не имеет право осуждать даже очевидно отрицательные его поступки. Женщина, как правило, главная добытчица, на ней основной груз обязанностей, даже тяжести обязана носить она, но права голоса она не имеет. Только будучи глубокой старухой, женщина обретала такие же, если не более, права, как и мужчина, по крайней мере она уже могла высказать свое мнение по поводу происходящих событий. К ней прислушивались старейшины, ее почитали, она могла сидеть за одним столом с мужчинами.

Цыгане ничего не предпринимали без согласия самой старой женщины табора. По надо сказать, что для цыган вообще возраст важнее, чем пол. С возрастом половые различия как бы стираются. Пожилой человек всегда — символ опыта, достоинства, морали. Женщина же молодая вообще не обладала правами. До замужества она могла ходить с матерью на заработки. От нее требовалось хранить свою честь до замужества. Брак был обычно ранним — жениху было 15-16 лет, невесте 13-14. Потенциальный жених мог быть только цыганом. Но сколькими условностями поведения была наполнена жизнь цыганки: она считалась нечистым существом, все, к чему прикоснулась ее юбка, осквернялось. Если она прошла мимо мужчины, будучи вынуждена повернуться к нему спиной, то ей было необходимо развернуться и поклониться до земли. Только так она искупала свою нечаянную вину. Униженность цыганки не спасал тот факт, что материально она часто гораздо больше обеспечивала семью, чем мужчина. Даже ест цыганская женщина только после того, как поест мужчина.

Традиционная одежда цыганки в глазах всего мира — это широкая цветастая юбка, кофта с широкими рукавами и мониста. Нижняя часть тела женщины считалась нечистой, поэтому цыганка всегда старалась закрыть ноги, достаточно равнодушно относясь к обнажению груди. Детей цыганки обычно носили за спиной, уходя на заработки. Часто цыганки ходили босиком. Обувь ведь являлась свидетельством достатка и благополучия, поэтому женщине, зарабатывавшей на жизнь попрошайничеством и гаданием, выгоднее было ходить босиком. В то время как мужчине надо было ходить обутым, опять же ввиду своих занятий торговлей.

Одна из национальных цыганских черт — это гипертрофированная любовь к золоту и серебру. Ведь украшения — это тот достаток, который можно всегда носить с собой, что очень важно в кочевых условиях. Отсюда многочисленные описания цыган, которые живописуют соседство лохмотьев вместо одежды, наряду с золотыми и серебряными украшениями. Таким образом, отличительным признаком цыганской одежды была бедность, сочетаемая с многочисленными украшениями.

Мониста были частью наряда замужней женщины. Девушка могла носить на шее только одну монетку в знак того, что она сватана. Цыганка повязывала голову платком и надевала фартук после свадьбы. Кстати, фартук в отличие от юбки не считался «нечистой» частью одежды женщины. Фартук и служил для того, чтобы защитить домашнюю утварь от осквернения юбкой. Замужняя цыганка закручивала волосы на висках жгутом. В косы вплетались ленты с нашитыми на них монетами. Юбка шьется с большим разрезом и одевается только снизу, чтобы женщина, надевая юбку через верх, не осквернила верхнюю часть тела. Дополнением к женскому наряду была шаль. На протяжении всей истории цыганки носили покрывала и накидки. Ими защищались от дождя, в них заворачивали детей.

Мужской костюм был не менее выразителен. Куртки, жилетки, штаны - все было украшено вышивками. В качестве обуви - высокие сапоги с узорчатой отделкой. Дополнительно - платок, посох, трубка. Платок крепился к пиджаку, и нужен был только для красоты. Высокий посох с серебряным набалдашником и трубка подчеркивали мужскую основательность. Трубки были украшены полированным деревом, костью, металлом. Курили, кстати, и женщины. Самобытность мужского цыганского костюма исчезла ко времени Второй мировой войны. Женский же костюм дольше сохранял свою самобытность.

Семейные обычаи и обряды цыган

Свадебный обряд. Цыгане обычно сватают своих детей, когда они еще грудные. По достижении детьми определенного возраста была свадьба. Существовал обычай обмена дочерьми-невестами. То есть, отдавая дочку замуж, брали сестру жениха в жены своему сыну. При этом не было традиционного выкупа. У всех групп цыган была распространена такая форма брака, как кража невесты. Нравственные нормы таборной жизни были очень жестокими. Юноши и девушки не могли проявлять интерес друг к другу и встречаться наедине. Все совершалось родителями. Кроме того, ранние браки были нужны, чтобы закрепить цыгана внутри рода - чтобы он не искал своего счастья на стороне. Цыганам также нужно было сохраниться как народу. При выборе невесты цыгане руководствовались следующими причинами - происхождением невесты (богатством и репутацией ее родителей), ее красотой, ее деловыми качествами. Обычно за невесту надо было платить выкуп. Размер выкупа определял отец невесты. Часть выкупа возвращалась в виде подарка молодым. Свадьба для цыгана — самое важное событие в жизни, поэтому средств на нее обычно не жалели. Некоторые семьи разорялись при свадьбе. Некоторое время молодые жили с родителями мужа. А потом их надо было отделить, купив лошадь, повозку, палатку.

У цыган очень высокая культура застолий. Помимо свадьбы, было много праздников, которые они отмечали. Это традиционные церковные праздники культуры, где они жили. Если в семье заболевал ребенок или случалась какая-то беда, то цыгане, надеясь на благополучный исход, давали обет отмечать этот день каждый год, что и делалось. Невозможно было увидеть пьяного цыгана. Пьют они весьма умеренно, проводя много времени в неторопливых беседах. Кроме того, считается неприличным, если из семьи кто-то много выпил. Во время праздника особое значение придается танцу.

Похоронные обряды цыган схожи с похоронными обрядами других народов. Есть только небольшая специфика. Например, ко рту умирающего цыгана подносили птицу, чтобы в нее переселилась душа умершего, а затем выпускали птицу на волю. Считалось, что душа цыгана вдувается в птицу, а затем, после смерти этой птицы снова возвращается в тело цыгана. Траур обычно носился, а когда он заканчивался, цыгане снимали с себя траурную одежду, поливали ее вином, танцевали на ней, а затем эту одежду сжигали.

Заключение

Очевидно, что, сохраняя свою национальную самобытность, цыгане удивительным образом подстраивались под ту культуру, на чьей территории они оказывались. Цыгане перенимали и некоторые черты образа жизни, включая элементы быта, и национальный фольклор, наполняя его своей, цыганской самобытностью, и вероисповедание, с которым у цыган проблем вообще никогда не было. Вопрос веры для них стоял только в контексте выживания и приспосабливания к данным условиям. Тем не менее, поражает такая черта цыган, которую можно назвать ментальной устойчивостью Цыгане никогда не ассимилировались полностью. Они противопоставляли себя внешнему миру вне зависимости от того, как он относился к ним — плохо или хорошо. Цыгане всегда осознавали себя народом, связанным общностью происхождения, но на бытовом уровне деление на разные группы имеет для них значение. В редких случаях межгрупповых браков от женщины требовалось, например, полное подчинение обычаям, а также смена одежды, языка, фольклора и т.д. Дети в смешанных браках приобретают надгрупповое сознание, впитывая по большей части язык той среды, где они живут, — например русский. И здесь опять же очевидно, насколько важно для цыгана ощущать себя сначала цыганом, а потом уже представителем группы.



Литература:

1. Сохань И.В.Через знание – к взаимопониманию. – Томск: Томский областной антифашистский комитет, 2002. – 345 c.

2. Бакленд Р. Цыгане: тайны жизни и традиций. – 2003. – 450 с.


ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Категория: Мои статьи | Добавил: murrshako-rom (14.11.2011)
Просмотров: 3614 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
тест скорости интернета
| Copyright MyCorp © 2017 | |