благодарю!!ромалэ
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

//murrshako-rom.ucoz.ru$724.67$724.67Сколько стоит ваш?

ПРАВОЗАЩИТА ЦЫГАН - Страница 4 - ЦЫГАНЕ=ROMA=Cingaris=GYPSIES=CIGANOS=吉普賽人=ZINGARI=जिप्सФорум
RADIO

GIPSY VOICE
radio

ЦЫГАНСКИЕ СТРУНЫ
радио

Пятница, 19.04.2024, 19:37
Главная
Регистрация
Вход
Цыганский портал!!!приветствую ромалэ!!зачан!!
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 4 из 5
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
Модератор форума: Lucrecija  
ЦЫГАНЕ=ROMA=Cingaris=GYPSIES=CIGANOS=吉普賽人=ZINGARI=जिप्सФорум » ЦЫГАНСКИЙ РАЗДЕЛ » "Переулок госпожи Лукреции" » ПРАВОЗАЩИТА ЦЫГАН (Ссылки, контакты, адвокаты и правозащитники)
ПРАВОЗАЩИТА ЦЫГАН
LucrecijaДата: Вторник, 13.09.2011, 14:40 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 824
Репутация: 35
Статус: Offline
УВАЖАЕМЫЕ ГОСПОДА, РОМАЛЭ И НЕ ОЧЕНЬ! ПРОШУ ВАС СО ВСЕЙ СЕРЬЕЗНОСТЬЮ ОТНЕСТИСЬ К ЭТОМУ РАЗДЕЛУ, ТАК КАК НИКТО ИЗ НАС САМИХ, НАШИХ РОДНЫХ, ДРУЗЕЙ И БЛИЗКИХ НЕ ЗАСТРАХОВАН ОТ НЕПРИЯТНЫХ ВСТРЕЧ С ТАК НАЗЫВАЕМЫМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ, КОТОРЫЕ ЗАЧАСТУЮ ИМЕЮТ К ПРАВООХРАНЕ И ПРАВОПОРЯДКУ БОЛЕЕ ЧЕМ СОМНИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ (В ОСОБЕННОСТИ, ЕСЛИ В ИХ ПОЛЕ ЗРЕНИЯ ОКАЗЫВАЕТСЯ "ЛИЦО ЦЫГАНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ"), И ОТ НЕ МЕНЕЕ НЕПРИЯТНЫХ КОНТАКТОВ С ЧИНОВНИКАМИ, ЧЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ, ГРАЖДАНСКИЙ И НРАВСТВЕННЫЙ ОБЛИК НЕ НУЖДАЕТСЯ В КОММЕНТАРИЯХ. ЗДЕСЬ, НА ЭТОЙ СТРАНИЦЕ, МЫ БУДЕМ СОБИРАТЬ ВАЖНЫЕ ССЫЛКИ ПО ЗАЩИТЕ ЦЫГАН ОТ ПРАВОВОГО БЕСПРЕДЕЛА И ДИСКРИМИНАЦИИ, АДРЕСА И ТЕЛЕФОНЫ ЦЫГАНСКИХ ЮРИСТОВ И АДВОКАТОВ И ВСЮ ИНФОРМАЦИЮ, КОТОРАЯ МОЖЕТ БЫТЬ НАМ С ВАМИ ПОЛЕЗНА. ПОТОМУ ЧТО ЦЫГАНСКАЯ ПРАВОЗАЩИТА СУЩЕСТВУЕТ, ЕСТЬ ЮРИСТЫ И АДВОКАТЫ, КОТОРЫЕ ОКАЗЫВАЮТ ПОМОЩЬ ЦЫГАНАМ, НО МНОГИЕ ЛИ ИЗ НАС ЗНАЮТ, КУДА МОЖНО ОБРАТИТЬСЯ, ЕСЛИ ВЫ СТОЛКНУЛИСЬ С НАРУШЕНИЕМ ВАШИХ ПРАВ ИЛИ ПРОСТО НЕЖЕЛАНИЕМ МЕСТНЫХ ЧИНОВНИКОВ РЕШАТЬ ВАШИ ПРОБЛЕМЫ (ЖИЛИЩНЫЕ, ПАСПОРТНЫЕ И Т.П.)? СО ВРЕМЕНЕМ, Я ДУМАЮ, МЫ СИСТЕМАТИЗИРУЕМ ЭТУ ИНФОРМАЦИЮ И ОТКРОЕМ ОТДЕЛЬНЫЙ СПРАВОЧНЫЙ, ЮРИДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ НА САЙТЕ.
ПОСЕМУ - БОЛЬШАЯ ПРОСЬБА К ОСВЕДОМЛЕННЫМ ПОСЕТИТЕЛЯМ САЙТА: НЕ ТОЛЬКО ДЕЛИТЬСЯ ИНФОРМАЦИЕЙ И НУЖНЫМИ АДРЕСАМИ ЦЫГАНСКИХ ПРАВОЗАЩИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РАЗНЫХ ГОРОДАХ РОССИИ И СНГ, НО И ДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ ИНФОРМАЦИЯ ЭТА СТАЛА ДОСТУПНОЙ КАК МОЖНО БОЛЬШЕМУ КОЛИЧЕСТВУ ЦЫГАН. ПО ИДЕЕ, В КАЖДОМ ЦЫГАНСКОМ ДОМЕ БУМАЖКА С АДРЕСАМИ И ТЕЛЕФОНАМИ ПРАВОЗАЩИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ЦЫГАНСКИХ ЮРИСТОВ ДОЛЖНА ВИСЕТЬ РЯДОМ С НОМЕРАМИ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ ИЛИ СКОРОЙ ПОМОЩИ. ДО ТОЙ УТОПИЧНО-БЛАГОДАТНОЙ ПОРЫ, ПОКА НЕОБХОДИМОСТЬ В ЭТИХ ТЕЛЕФОНАХ НЕ ОТПАДЕТ. В НАШИХ СИЛАХ НЕСТИ В СВОЙ (ИЛИ ДРУЖЕСТВЕННЫЙ ВАМ) НАРОД ЗНАНИЯ О ЕГО ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЕ! НЕТ НИЧЕГО ХУЖЕ И ОПАСНЕЕ РАВНОДУШИЯ!


Будьте благословенны! Лукреция Альба

Сообщение отредактировал Lucrecija - Вторник, 13.09.2011, 14:41
 
murrshakoДата: Среда, 21.08.2013, 17:08 | Сообщение # 16
Группа: Администраторы
Сообщений: 2072
Репутация: 55
Статус: Offline


XXXIV

1 Признаётся право на несвидетельствование против близких людей (супругов, родственников). Подобного рода свидетельства не всегда могут быть убедительны для цыганского суда и даваться могут лишь по желанию.

Близкими люди могут быть по крови (дети по отношению к родителям и родители по отношению к детям) или по браку (муж по отношению к жене и её родителям, жена по отношению к мужу и его родителям). Близкие люди по крови по цыганским обычаям не могут свидетельствовать на судебных цыганских сходках друг против друга.

Близкие люди по браку лишь по своему желанию могут свидетельствовать друг против друга и своих родителей, так как обычно любой цыган в первую очередь стоит за своих кровных родственников, то есть семью своих родителей или детей, а лишь потом за своих родственников по браку, и лишь потом за иных людей цыганской общины.

Традиционно считается, что свидетельства молодой супруги против своего мужа и его родни не могут быть убедительными для членов цыганского суда.
XXXV

1 Признаются права потерпевших от противоправных действий обвиняемых цыган, которые гарантируются объективностью рассмотрения и судебным приговором.

2 Компенсация ущерба возможна по решению цыганского суда.

Чаще других, особенно в настоящее время, на цыганских судебных сходках рассматриваются дела по невозвращению материальных ценностей (товаров, денег) по торговым сделкам. В компетенцию судебной цыганской сходки входит разрешение этих споров по традиционным цыганским законам. Особенно следят за тем, чтобы обвиняющая сторона, заимодавцы, не брали на себя разрешение этих споров путем силы (публичное лишение должника части его имущества силой, порча имущества или, в редких случаях - его уничтожение, например, поджог жилища). Судебная сходка направлена на то, чтобы не было среди конфликтующих самоуправства. Потому что любое самоуправство является деянием, осуждаемым в цыганской среде.

Обычно решение суда позволяет объективно рассмотреть причины конфликта и ликвидировать их. В цыганском народе законным признается возмещение материального ущерба по решению судебной сходки.
XXXVI

1 Признаётся право на законотворчество, в том числе и новое толкование традиционных цыганских законов.

Эволюционируют не только права и свободы людей тех народов, среди которых уже несколько веков живут цыгане, но и права и свободы самих цыган. В отношении этой эволюции подробно, за отсутствием исторических источников, судить в полном объёме чрезвычайно сложно.

Остановимся лишь на одном, весьма показательном примере. С возникновением цыганских хоров, создававшихся в отличие от традиционных цыганских трудовых коллективов (кэлдэрарские вортэчии или малы), на межродовой основе, возникли новые социальные отношения. Члены хоров уже знали своеобразные пенсии для неработающих по возрасту или болезни цыган. Это очень интересное и ещё мало изученное социальное явление цыганского народа, исчезнувшее с ликвидацией цыганских хоров в СССР.

В последнее время, например, в случае неуплаты долга в назначенный срок среди цыган стало возможным "им включать счетчик", то есть значительно увеличивать дополнительную выплату за просрочку платежей, чего ранее обычно не практиковалось. Перед нами новый метод компенсации потерь от неуплаты долговых сумм в срок.
XXXVII

1 Признаётся право на борьбу за пользование цыганскими традиционными правами и свободами в полном объёме.

Так как цыганское обычное право неотделимо от цыганского народа - его носителя, то жизнь людей по законам этого права в неполном объёме просто невозможна. Отсутствующие права должны быть обязательно восполнены, но для народа всегда были понятны и близки лишь национальные традиционные законы обычного права, которые цыгане и старались всеми правдами и неправдами сохранить в практике своего бытия.

Необходимо признать, что цыганское обычное право не делит права на главные и второстепенные. Все права главны, так как это единственный и весьма действенный национальный регулятор межчеловеческих отношений в цыганском обществе.

Цыгане в России не получали грамот от местных правителей или царей, где бы они признавались неподсудными российскому суду. Но и в России цыгане упорно сохраняли и до сих пор сохраняют свой традиционный цыганский суд, который в разные исторические эпохи их существования на русских землях разрешал все внутринациональные конфликты, выносимые на его рассмотрение. Во времена, когда око российского правосудия не столь пристально следило за цыганами, и между ними могли происходить и убийства (например, на почве ревности), судебная сходка рассматривала уголовные дела без передачи их в российские суды.

Многочисленные указы российских императоров и правительства советского периода, направленные, как им казалось, на непременное устройство цыганской жизни по образцам "правильного" устройства жизни иных россиян царского или советского периодов, в основе своей содержали элементы подавления функций цыганского обычного права. Однако более чем 250-летняя эпоха подавления правовой самобытности цыган показала их постоянную борьбу за жизнь по законам и обычаям своего народа, сохранение своей автономности.

В 1999 году по ходатайствам цыганской культурной элиты правительством Российской Федерации была признана Цыганская Культурная Автономия России, которая, как записано в её Уставе, стремится к сохранению цыганской самобытности.

Для цыган была весьма характерна пассивная борьба за жизнь в поле своего национального права. Они даже при самой малой, первой возможности практически старались продолжать жизнь свою под собственной юрисдикцией.
XXXVIII

1 При военных действиях между армиями государств признаётся необходимость перекочёвки на новые земли, вступление в вооружённые силы государства, гражданами которого цыгане являются, вооружённая самозащита, ничего неделание.

Цыгане - один из самых миролюбивых народов Европы. За весь период их пребывания в Европе в источниках не отмечена ни одна военная акция, предпринятая ими. Цыгане никогда не имели своих вооруженных сил, не изобретали оружие, хотя в силу самосохранения имели оружие, об употреблении которого в официальных документах также ничего не говорится.

Известен указ российского императора Николая I от 17 декабря 1832 года, по которому, в частности, постановлялось: "Цыган Кавказской области, селения Нижнеподгорного освободить на 5 лет от рекрутской повинности и подати и сложить с них недоимку 427 р. 95 к. по случаю претерпенного ими разорения от Закубанских хищников, которые причинили тем цыганам убытку на 13.659 руб. 50 коп. и сверх того убили 6 и взяли в плен 22 человека".

Из текста Указа трудно сказать, кого подразумевает император под словами "Закубанские хищники", скорее всего, это было местное горское население, и в Указе засвидетельствована военная вылазка горцев на жителей казенного Нижнеподгорного селения, в котором проживали цыгане в количестве 27 семейств, обращённые в состав Волгского Казачьего полка (в 1832 году по этому довольно редкому инциденту были приняты два Указа, а в 1838 году от 11 июня принят новый указ, вновь дарующий льготу от службы ещё на 5 лет).

Цыгане - мирный народ, но их жизнь неразрывно была связана с войной, солдатчиной. Мужчины цыганских таборов всегда привлекали к себе внимание военных российского государства. В понимании чиновников бесцельно бродившие по просторам государства цыгане могли стать неплохим "пушечным мясом". Ещё императрица Анна Иоанновна в именном указе и резолюции от 5, 7 июля 1733 года повелела "определить сборы с цыган на содержание полков". Так цыгане, которые сейчас в российской науке называются (северо-)русскими (рус.-цыг. руська рома) превратились в халадытка рома, то есть солдатских цыган. Название это сохранилось за ними и воспринимается как унижающее их достоинство.

На цыган всё чаще и чаще накладывалась рекрутская повинность. В 1850 году 25 апреля указом императора Николая I высочайше утверждено было положение Комитета Министров "об устройстве цыган, причисленных к Дунайскому и Азовскому казачьим войскам", а в 1852 году 26 декабря по именному указу цыгане Таврической губернии, не отправлявшие до того времени рекрутской повинности, обложены были рекрутством наравне с прочими. Хотя и тут царское правительство подошло к цыганскому населению Таврической губернии дифференцированно. Указом от 28 октября 1855 года "Цыган Таврической губернии, которые принадлежат к сословию государственных крестьян, но причислены к Татарским обществам, изъятых от рекрутской повинности, и исповедают магометанскую веру, повелено, не привлекать к рекрутству". В 1856 г. рекрутство было распространено на всех цыган-христиан. Перепись населения 1897 года показывает, что цыгане в вооружённых силах Российской империи состояли солдатами, матросами, унтер-офицерами, вахмистрами, мичманами.

В предвоенные годы ХХ века в Советской России были организованы цыганские национальные колхозы, одной из обязанностей которых было снабжение Красной Армии конями и провиантом.

Цыгане-кэлдэрари и ловари, переселившиеся в СССР до 1917 года, были освобождены от службы в вооруженных силах государства как иммигранты. Именно они, как выходцы из бывшей Австрийской империи, в эпоху борьбы в советском государстве с "вредителями" и "шпионами" были репрессированы и даже подверглись расстрелам.

Для цыган России известно как уклонение от военной службы, так и героическая борьба за освобождение СССР от гитлеровских оккупантов в рядах Красной Армии и Флота. Гитлеровцы уничтожали цыганское население многих государств. Единственным цыганским народом, некогда вошедшим в Татарское общество Таврической губернии (Крымская область РСФСР) и записанный в своих паспортах как татары-мусульмане, не подвергался в эпоху Второй Мировой войны уничтожению. Известен случай, когда немецкое командование этим людям оказывало помощь продовольствием (по воспоминаниям пожилых крымских цыган это чаще всего были раздачи конины).

Сейчас очень трудно выделить всех цыган участников Великой Отечественной войны, так как цыганские фамилии практически не имеют национального оттенка, но работа цыганологов по этой теме ведётся весьма активно и уже имеется определённый список, насчитывающий 66 человек, хотя сражались против фашизма сотни цыганских мужчин и женщин.

 
murrshakoДата: Среда, 21.08.2013, 17:13 | Сообщение # 17
Группа: Администраторы
Сообщений: 2072
Репутация: 55
Статус: Offline


XXXIX

1 Плата налогов.


В Российской империи власти довольно быстро обложили податями цыган. Указом и резолюцией императрицы Анны Иоанновны "повелено было определить сборы с цыган на содержание полков" Сумского, Ахтырского, Изюмского. В царствование императрицы Екатерины II Сенатским Указом от 1 марта 1766 года предписывалось "положить в семигривенный (70 копеек) оклад всех цыган". Цыгане не отличались послушностью, и часто за ними накапливались крупные недоимки по податям. В 1792 году 28 мая императрица Екатерина II своим именным Указом генерал-прокурору повелела "накопившуюся на цыганах Екатеринославской губернии недоимку в 14.451 рубль сложить…" Цыганское население территорий, присоединенных к Российской империи в царствование Екатерины II и преобразованных в Таврическую губернию, уже 20 февраля 1812 года именным Указом императора Александра I было обложено двухрублевой податью.

Сбор налогов с цыган в эпоху правления императрицы Екатерины II отдавался на откуп. Откупщиком, например, был цыган Василий Миненко, действия которого на посту сборщика податей вызвали сильные недовольства и жалобы, которые дошли до императрицы, которая в ответ на них соизволила приказать, чтобы уплата податей происходила через выбираемых в цыганских таборах атаманов (вожаков таборов); позднее вожаки как сборщики податей стали называться бурмистрами.

Вожак-бурмистр мог собирать деньги с населения табора для уплаты налогов (1805-1856 г.г.), когда ввели рекрутскую повинность, но какие-либо выплаты простыми членами цыганского табора собственно таборного налога в пользу табора или вожака, видимо, отсутствовали. Но этот вопрос изучен очень слабо, потому что это явление цыганской жизни в источниках не отражено. Можно предположить, что у вожака-бурмистра могла быть таборная касса, могли оставаться излишки налоговых денег после уплаты налога российским чиновникам, но сказать об этом однозначно очень трудно. После 1856 года бурмистр отошёл на задний план, так как не мог, будучи цыганом, отправлять своих же детей и родственников в солдаты на долгие годы.

XL

1 Признаётся право на полную дееспособность.

Цыганская традиция не знает чётких критериев, например, возрастных, достигнув которых молодой цыган, признавался взрослым и в полной мере дееспособным человеком.

Создать семью молодой цыган мог не только достигнув возраста половой зрелости. Для создания семьи нужны определённые материальные средства на сватовство, свадьбу или воровство невесты. У крымских цыган значительные средства бывают необходимы на "калым" - плату за невесту. Часто молодые ребята-цыгане зарабатывали деньги на свадьбу самостоятельно, не надеясь на помощь со стороны родителей.

У цыган-кэлдэраров невесту сыновьям обычно выбирали родители, и цыганский юноша уже имел наречённую себе невесту практически со дня своего рождения. Столь раннее сватовство невесты (в 9-10 лет) было характерно не только для цыган-кэлдэраров, но и для цыган-сэрвов и русских цыган. Возможно именно отсюда идёт у некоторых цыган-христиан обычай выплаты денег в пользу матери невесты за то, что та кормила её своим молоком. Кэлдэрари, например, за невесту платили "галби" (золотые монеты).

Дееспособность юношей в выборе невесты и создании семьи традиционно в большей степени ограничивалась родителями, действия которых были направлены на сохранение своего народа и продления своего рода. Женитьба у некоторых цыганских народов до сих пор сопряжена с трудностями в поиске невесты, так как цыганские народы немногочисленны и многие цыгане живут сейчас вдали от исконных мест проживания своей исторической родины.

Цыганских дочерей обычно сватают. По традиции, если не было сговора между родителями, когда девушка была ещё ребёнком, она могла дать согласие сватам жениха или отказать. Но и тут большую роль в ограничении дееспособности дочери играют родители, имевшие право отдать свою дочь замуж против её воли.

Полнота дееспособности на распоряжение имуществом наступала у юношей-цыган обычно лишь после их женитьбы и рождения первенца, когда чяво ("парень") становился чявэнгиро дад ("отец детей") или, как говорят крымские цыгане, пуйэнго дад ("отец детей"). И даже тогда крупные сделки, например, по мене лошадьми совершались обычно при участии родителей, которые старались не допустить особо рискованных сделок, которые могли бы привести к большим убыткам и долгам.

Для торговли необходимым условием считается хорошее знание денег. Поэтому родители с детства обучают детей знанию денег, умению правильно их сосчитать и подсчитать сдачу. Для этого детей заставляют делать небольшие ежедневные покупки. Знание денег и мер веса, длины, объёма - необходимое условие благополучной торговли для любого цыгана и цыганки. Незнание денег у цыган традиционно признаётся "основным дефектом" человека, например, девушки-цыганки.

Своих подрастающих дочерей матери обязательно берут с собой гадать. Они при этом говорят, что их дочь принимала участие в гадании и ей положен пай от доходов от гадания. Получение пая означало, что девушка приравнивалась по трудовым правам и обязанностям к правам и обязанностям взрослых цыганок. В этом случае девушка получала возможность более полно распоряжаться своими правами, хотя полную дееспособность женщина-цыганка получала обычно после смерти её мужа. Овдовев, она обычно руководила жизнью своих детей и внуков. Именно в это время она становилась пхури ромни ("старая цыганка"), уважаемой женщиной в своей семье.

Частичную самостоятельность женщина получала после женитьбы её сына, когда в её семье появлялась молодая невестка (цыг. бори). Одна из уже пожилых крымских цыганок, мать шестерых сыновей, часто пеняла им, говоря "Сокабор брэш мэ кан-овав тумэнгэ бори?" ("Сколько лет я буду для вас невесткой?"). И желание этой женщины понятно: она с большим нетерпением ждёт, когда появится в семье молодая помощница и часть забот по дому отойдёт к ней.

С получением полной самостоятельности в осуществлении своих прав любой цыган нёс перед своими соплеменниками полную ответственность за свои поступки. Он должен был быть хозяином своего слова, что по-цыгански звучит как "пэскирэ лавэскиро хулай" ("своего слова хозяин"). Лишь честность могла быть тем критерием, по которому тот или иной цыган мог получить уважение у своих соплеменников и мог рассчитывать стать Баро ("Вожак табора") со всей полнотой его власти. Напротив, если цыган не держал данного им слова, занимался по отношению к соплеменникам мошенничеством, обманом (по-цыгански хохаибэн), он мог подвергнуться "остракизму", то есть нежеланию со стороны других цыган иметь с ним каких-либо дел. Цыгане, изгнанные из табора и презираемые за неблаговидные поступки, также теряли полную дееспособность в среде своих соплеменников.
XLI

1 Признаётся право на выбор светского администратора и жизнь под его властью и управлением.

Цыганский народ знает несколько ступеней социализации. Первая - это семья, руководимая отцом, вторая - род, клан, руководимый его старейшиной, третья - табор - многородовая община, руководимая вожаком, в науке обычно называемого бароном от цыганского баро ("большой"), баро шэро ("большая голова"). В официальных российских документах второй половины XVIII века руководителей таборов называли атаманами или бурмистрами.

Табор является цыганским населенным пунктом, но он не имеет постоянной дислокации на земле. Для него характерен лишь возможный ареал пребывания. Цыганские таборы могут быть сравнимы с русскими населенными пунктами: деревнями, селами, городами.

Вожак табора традиционно является светским администратором табора. В его основные обязанности входит защита членов табора и их имущества от разорения, руководство кочевьем. Он является по существу министром внешних сношений табора, то есть через него разрешались все претензии к членам табора со стороны людей и властей, в ареале которых кочевал тот или иной табор. Поэтому вожак должен был быть лучше одетым, иметь представительный вид, прекрасно владеть языком окружающего населения и обладать способностью убеждения.

Институт вожака цыганского табора засвидетельствован очень рано. Так, хроника под 1411 годом описывает табор в Южной Чехии. И этот год можно считать одной из самых ранних дат, под которым описывается цыганский табор вне земель Византийской империи. Уже в те годы, в начале XV века, цыганские таборы управлялись вожаками-вайдами. Интересно отметить, что цыганское слово рай ("начальник, барин"), восходящее к санскритскому rāja ("царь, правитель"), никогда не применялось к вожаку табора. На основании этого можно заключить, что вожаки цыганских таборов, скорее всего, не принадлежали к касте кшатриев, к которой принадлежат индийские раджи, а происходили из людей той же касты, к которой принадлежат все цыгане.

Отношение властей Российского государства к вожакам таборов было двояким. С одной стороны, таборы как кочевые населенные пункты по мнению властей должны были быть непременно ликвидированы, но с другой стороны, пока таборы существуют, с их вожаками необходимо поддерживать отношения, например, для переписи членов табора для обложения народа податями и рекрутством.

В 1956 году, когда стали проводить усиленную борьбу "с бродяжничеством" цыган, многие из них вынуждены были перейти на оседлый образ жизни. Со временем многие из них смогли обзавестись собственными домами, некоторые же получили государственные квартиры. Но часть таборов всё-таки сохранилась, превратившись в посёлки-таборы, которые время от времени (иногда через несколько лет) снимались с одного места и переносились на другое. Переезд мог происходить с официального разрешения государственных органов власти. И только в этих поселках вожаки сохранились реально. Многие цыгане уже утеряли свою традиционную таборную структуру.

Вожак табора обладал правом как приёма в табор новых членов, так и изгнания из него неугодных, провинившихся цыган. Власть его, хотя и основывалась на уважении к нему как к человеку удачливому в цыганской жизни, была, на наш современный взгляд, довольно жёсткой, авторитарной. Вожака все слушались беспрекословно.

Вожаками таборов чаще всего становились самые опытные, удачливые люди, заслужившие своими человеческими качествами уважение большинства членов табора. Под руководством таких людей жить было спокойно. Смена вожака могла происходить естественно, со смертью одного руководить табором начинал, с согласия его членов, другой человек, становившийся новым вожаком. Однако когда вожака уличали в нечестности и других цыганских пороках, его могли сменить, выбрав на это место другого, более достойного человека.

Стараниями Советских властей с 1956 года начался и до настоящего времени идет процесс исчезновения института традиционной цыганской власти в лице вожака табора. Многие цыгане уже не кочуют около 50 лет, и за эти полвека у многих цыганских народов табор исчезает как цыганская административная единица. Лишь часть кэлдэраров и ловаров сохраняют до сих пор таборы-посёлки, не слившиеся с населенными пунктами окружающего населения.
XLII

1 Признаётся право цыгана принадлежать по рождению к тому или иному табору.

2 Признаётся право цыган на создание нового табора или переход их в другой табор.

Цыгане, родившиеся в данном таборе, были членами его по рождению. Никакого специального ритуала "принятия" в цыганских таборах не было. Невесты, засватанные из других таборов, переходили после сыгранной свадьбы обычно в табор мужа, то есть покидали табор своих родителей. Навстречу ушедшим в другие таборы молодым женщинам шёл поток будущих жён для юношей этого табора.

Когда табор численно увеличивался и его возросшему населению было трудно добывать средства к существованию, он мог быть разделён на новые таборы. Это могло произойти, например после смерти главы семьи или таборного вожака.

В основе таборного единства лежало доверие друг другу. Лишь тогда, когда среди цыган не было обмана, табор мог быть сплочённым и единым. Поэтому цыган, нечистых на руку и нечестных, в таборах не держали, а обычно старались изжить и сделать так, чтобы те покинули его. Цыгане, вынужденные покинуть табор, могли кочевать самостоятельно или примкнуть к другому табору, в котором не было для них недругов.

Переход в новый табор происходил с согласия его членов или по их просьбам, а так же по заступничеству перед вожаком табора. Вот в этом случае члены нового табора интересовались причиной, которая побудила цыган проситься перейти в их табор, то есть пришлые цыгане проходили процесс приёма в члены табора, своеобразную цыганскую прописку.
XLIII

1 Признаётся право цыган на защиту собственных ареалов кочевий от присутствия на них других таборов.

Цыгане, чтобы иметь доход, на который можно было бы жить, не могли на долго собираться в большие общности. Например, цыгане-кузнецы не смогли бы пропитаться на свой заработок, если бы их в колхозе проживало большое количество. Эта сторона жизни заставляла цыган отторгать потенциальных конкурентов, не допускать их на ареалы своего кочевья и в места проживания. В этом случае ни о какой преференции в отношении вновь прибывших цыган-конкурентов быть не могло и их в старину старались изжить или в настоящее время вовсе не допускать (для этого предпринималось всё возможное, чтобы новых цыган не прописывали).

Вот один из примеров подобных действий. Не желая, чтобы вновь приехавшие крымские цыгане поселились в одной из станиц Краснодарского края, жившие там цыгане встретив их - молодую пару, видимо, убежавшую и скрывавшуюся от родителей невесты - очень живописно обрисовали своё положение в станице, сказав: "Председатель сельсовета и участковый лютуют, и чтобы прописаться, нужно им дать взятку, а без этого ходят по домам и совершают облавы". Молодая цыганочка в ответ на эти слова глубоко вздохнула от безысходности и произнесла: "Ли акатэ тхардэ тхана си!" ("И вот здесь сожженные места!"). И так было во все времена и у всех цыганских народов.

Цыгане, как и представители любых других народов, не были идеальны, и между ними случались драки и поножовщина, иногда приводившие к инвалидству или смерти жертв. При этом даже среди близких родственников возникала не только неприязнь, но и даже желание мести. Ранее близкие люди могли из-за этого стать врагами на всю оставшуюся жизнь. Поэтому они уже старались не кочевать в одних районах, а при оседлой жизни не жить в населенных пунктах, где проживала другая из сторон конфликта.

На просторах России последних десятилетий ХIХ века стали расселяться цыгане-кэлдэрары. Мужчины этого народа занимались лудильным ремеслом, а женщины гаданием на городских базарах и домашним хозяйством. Этот вновь приехавший цыганских народ практически не составлял конкуренции, проживавшим в этих областях цыганам, у которых мужчины торговали лошадьми, а женщины торговали и гадали по деревням, поэтому оба эти цыганских народа проживают вместе уже более века. Коренные цыгане однако же до сих пор смотрят на некогда приехавших, но остающихся для них чужими, с некоторой неприязнью и почему-то не хотят создавать общие семьи.
XLIV

1 Признаётся право на восприятие, сохранение, использование и передачу цыганской духовной традиции (гадание, магия).

Предсказывают судьбу, снимают сглаз и порчу, лечат гипнозом люди всех народов, но нет ни одного из них, где бы эти способности использовались, эксплуатировались так интенсивно, как у цыган.

Ритуал цыганского гадания, если он проводится правильно, сочетает доверительную беседу с элементами снятия порчи и самыми разнообразными внушениями. Этому ритуалу цыганки обучают своих детей с малых лет. Трехлетняя внучка ещё не совсем хорошо говорит, но уже прекрасно понимает, что её бабушка гадает, и заплачет во время гадания именно в необходимый по ритуалу момент. В более старшем возрасте девочки-цыганки учатся привлечь гадаемого и выучивают наизусть все слова ритуала, а позднее и действия.

Цыганское гадание насчитывает много веков. От эпохи XVI века, например, сохранилось следующее свидетельство одного из французских юристов. Он писал: "Совершенно необходимо оградить от этих ужасных созданий простой народ, который они морочат при помощи тысяч трюков и тонко рассчитанного мошенничества, утверждая, что им ведома добрая и злая судьба, что они могут предсказать жизнь и смерть; они снабжают молодёжь любовными амулетами и снадобьями, и никогда они не уйдут из какого-либо места без того, чтобы зловредным образом что-то не стянуть" (Kenrick Donald, Puxon Grattan. The destiny of Europe’s gypsies. N.Y., 1972, р. 25). Можно предположить, что это магическое искусство цыганского народа вынесено им из Индии и является древнейшим достоянием, продолжением искусства индийских магов.

Ритуал гадания позволяет с помощью различных воздействий ввести человека в легкий транс, в котором он получает благостное состояние, за что готов поделиться с цыганками деньгами. Например, крымские цыганки считают, что они прочитанной молитвой "арабски молитва" снимают с человека порчу, за эту молитву он и должен им заплатить деньги. Сумма денег зависит от гадалки: если она совестливая, то попросит немного, а если наглая - то оберет до нитки. Кстати сказать, ритуал гадания по-французски называется более точно, чем по-русски. По-французски он называется "la bonne aventure" ("добрая авантюра"). "Добрая авантюра" в традиции каждого цыганского народа представлена несколькими вариантами, характерными для него, но есть и единый вариант, который называется "полетелка". Для этого варианта характерно исчезновение денег после чтения молитвы и то, как человек или сама гадалка дунет в руку с деньгами, сжатую в кулак. "Добрая авантюра" позволяет неплохо зарабатывать, но ещё большие суммы гадалки получали при удачном привораживании мужей или жён, лечении бесплодия и импотенции.

Остановимся на том моменте, что цыгане пользуются магическими приемами не только при гадании, но и в своей семейной жизни, привораживая гуляющих мужей, леча детей, вытрезвляя гостей при чрезмерном употреблении спиртного на праздниках. Магические способности обычно передаются от пожилых людей молодым. При этом цыгане, получающие эти способности, часто испытывают переживания мистического характера, связанные, например, с их пребыванием в загробном мире. Так, одна из цыганок говорила, что "я была там, на том свете три дня, и поэтому гадаю тебе здесь и говорю правду".

При проведении магических ритуалов цыганки обычно говорят, что они обращаются с молитвой к Богу, но известны случаи обращения к живым или уже умершим предкам, то есть к той женщине, которая передала способности гадать. Если её уже нет в живых, она становится небесной защитницей гадалки, именно в первую очередь как предок, как член её рода. Использование божественной силы в этом случае оказывается на втором месте. Умершие предки, их души (по-цыгански мулэ) могут приходить во снах и наяву. Этому имеются многочисленные свидетельства. Вера в мертвецов более явно представлена среди цыган-сэрвов, проживающих в южных районах России и на Украине.

За гадание цыганки в России часто подвергались наказаниям в административном, а иногда и уголовном порядке. Например, по Указу 1956 года цыганам запрещалось заниматься гаданием, позднее они могли гадать лишь на территории того района, в котором были прописаны.

Магическими способностями среди цыган обладают не только женщины, но и мужчины, пользующиеся ими, например, при совершении сделок с нецыганами, чтобы человек согласился на их предложения.

Гадание - это одно из проявлений цыганской национальной духовной традиции, которая идёт из глубины веков, сохраняется несмотря ни на какие репрессии. Эта духовная традиция сродни индийской йоге: в обоих случаях люди ищут слияния с душами, и безразлично, будь то душа реально жившего предка или некая обобщенная перводуша-пуруша.

Духовная традиция цыган объединяет их, дисциплинирует, делает удачливыми. Можно сказать, что цыгане остаются цыганами в основном, благодаря только этой традиции.
 
murrshakoДата: Среда, 21.08.2013, 17:15 | Сообщение # 18
Группа: Администраторы
Сообщений: 2072
Репутация: 55
Статус: Offline


Послесловие

После того, как с момента публикации рукописи прошло определенное время, один из авторов (В.Г. Торопов) решил дать некоторые комментарии к ней, а также высказать и попытаться обосновать свой тезис: цыганская автономия - цыганская государственность.

Как мы видим, вся история цыган - это их борьба за свое физическое, социальное и духовное самосохранение, за их единство в поиске "лучшей доли" на новых землях для себя и своих близких.

История в своих документах не сохранила истинных причин выхода предков цыган, людей из касты "Дом", с их прародины - Индостанского субконтинента. Однако для них, по большому счету, было безразлично, были ли они изгнаны с исконных территорий своего обитания или вышли в долгий, тяжелый путь кочевья по собственной воле, или стали неожиданными жертвами прихотей сильных мира сего, которые могли сделать в те годы древности со своими подданными всё: и продать, и купить, и подарить.

Люди, ставшие со временем цыганским народом, чтобы не исчезнуть с лица Земли, жить и не умереть от голода, сохранить своих потомков-детей в окружении людей, чуждых для них своими языком, религией, обычаями и традициями, должны были для выживания предлагать окружавшим их людям плоды своего труда или своих талантов. Когда же эти "плоды" окружению были не нужны, цыгане вынужденно позволяли себе жить даже "по праву… живых существ Земли", и именно поэтому подавляющему большинству окружавших их людей были не понятны своим отличным от них образом жизни, а поэтому и не терпимы.

На запад и север Европы предки цыган с собою принесли практически единый язык. Были принесены обычаи, для местного населения часто весьма чуждые. Так, например, для цыган, живших на природе, было обычным ловить ежей и есть их, варя или запекая в углях костра. Такая непривычная для европейцев еда привела их к выводу, что цыгане едят ежей с целью магической или колдовской, постоянно отправляя один и тот же ритуал. Таким образом, создавались и распространялись самые нелепые домыслы о цыганском народе.

Цыгане, пришедшие в начале XV века в западную Европу с Балкан, принесли новый физический тип человека среднего роста, очень смуглого телом, черноволосого, часто с правильными, очень красивыми чертами лица. Принесен был и новый ни для кого не понятный язык, о котором лингвисты лишь в конце XVIII века установят, что он близкородственен древнему санскриту и всем новоиндийским языкам Индостана.

Предки цыган принесли с собой вольность и нежелание жить в узде законов, окружавших их народов. Они всегда старались жить по законам предков, добиваясь для себя автономии.

Таборы с их социальной структурой (вожак табора, старейшины родов табора и прочие члены табора) можно справедливо назвать членами цыганского кочевого национального общества, в котором функционировали собственные органы самоуправления.

Цыгане до сих пор и в России непонятый народ, не смотря на почти трехвековое их проживание в этом государстве и на почти трехвековую политику подавления русскими властями функционирования их государственности, т.е. попыток жить по родным для себя цыганским законам, а не чужим, российским, сохраняя свой язык, обычаи, а иногда еще и кочевой или полукочевой образ жизни.

Описать обычное право того или иного народа - задача не из легких. Для этого необходимы обширнейшие знания в области языковой, культурной, социальной, духовной традиции народа.

В представленной рукописи мы попытались раскрыть сущность и прокомментировать права и свободы цыган с их позиций. Это оказалась сделать весьма не просто.

Так этнографы в своих трудах обычно описывают те или иные явления традиционной цыганской культуры, а мы же в свою очередь приложили усилия к объяснению того, как те или иные культурные явления влияют на их жизнь, как они регламентируют ее. Нас в первую очередь интересовала совокупность видов права, функционирующих в цыганском обществе, которые и могли бы быть объединены в понятие единого обычного права цыган.

Нас, к примеру, часто интересовала не сама цыганская песня, а тот аспект, как она помогает цыганам жить, зарабатывать на хлеб, как этот феномен цыганской культуры эксплуатируется самим народом. Цыганская хоровая песня, ее появление, становление и подавление со стороны других народов и государства с его идеологических в этом отношении установок нами рассматривается также как начало, стимулирующее создание цыганских трудовых коллективов, в которых уже имела место материальная поддержка людей, не имевших более возможности выступать на сцене по причине возраста (выход на пенсию) или потери голоса (выход на пенсию по профессиональному заболеванию).

Мы хотели бы надеяться, что наше скромное исследование поможет россиянам по-новому взглянуть на цыган, этот древний и довольно самобытный народ. Необходимо отметить, что в силу объективных причин мы во многих случаях, к великому сожалению, сумели лишь эскизно дать комментарии к тем или иным правам и свободам.

О цыганском законе

В культурной традиции любого народа мы наблюдаем присутствие явлений, обладающих яркой правовой окрашенностью. Каждое явление такого рода может быть представлено как юридическое понятие, а его объяснение, расширенное толкование, представляет собой своеобразный неписаный закон обычного права любого народа.

Неписаные законы имеются и в цыганском обществе. Это совокупность принципов, обычаев, традиций, по которым цыгане обязаны жить с соплеменниками и вести свои отношения с людьми окружающего их мира. Нарушение этого неписаного закона чревато для членов цыганской общности отторжением вплоть до возможного исключения из своего круга.

Изучение образа жизни, к примеру, крымских цыган дает возможность убедиться в том, что многие стороны их поведения определяются и регулируются довольно многочисленными, передаваемыми из уст в уста правилами и запретами, которые и составляют в своей совокупности крымско-цыганский закон - "кадыри".

Как показывают исследования, подобный закон имеется не только у крымских цыган, но и у (северо-)русских, и у цыган всех других этнолингвистических групп, проживающих в России, и не только в ней (цыгане стран Балтии).

Цыганский закон несколько варьируется в зависимости, например, от группы цыган, ее конфессиональной принадлежности. У одних он строже, у других либеральнее. Иногда то, что категорически запрещено в одной группе цыган, может быть разрешено в другой, и наоборот. Приведем пример. Каждый цыган должен быть красиво одет, хождение в полураздетом виде считается весьма неприличным не только для цыганских женщин, но и цыганских мужчин. Этим можно объяснить и то, что цыгане ранее обычно всегда спали одетыми.

Но обратим внимание на то, что у крымских цыган-мусульман в женском костюме ранее были категорически запрещены не только короткие, но и даже несколько укороченные юбки, но зато разрешена оголенная шея и грудь. У русских же цыган-христиан оголенная грудь запрещена – по неписаной старинной традиции крест должен быть невиден для окружающих, но в этом народе на некоторую укороченность юбок смотрят более спокойно, и носят их в среднем более короткими, чем крымские цыганки. (Здесь изложены традиционные взгляды цыган; они действовали в народе в первой половине XX века, сейчас же этот закон стал более либеральным).

Можно сделать вывод, что закон, регламентирующий традиционный вид костюма, - один из способов борьбы за нравственность, против "разврата" в цыганском понимании этого явления. Он способствует, в конечном счете, сохранению семьи и самого народа.

Несмотря на некоторую вариантность конкретных правил "закона", он в своей сущности, как мы сумели установить, практически един для всех цыганских групп. Этот закон регламентирует различные стороны цыганской жизни как в прошлом, так и в настоящем. Это - внутренний "закон", сплачивающий народ, помогающий противостоять влиянию "внешних законов", которое часто становилось сильнейшим прессингом со стороны властных структур государств, на территориях которых проживали цыгане, в том числе и законов Российской империи, СССР и Российской Федерации.

"Закон" - не только культурное достояние цыганского народа, это та путеводная в их жизни нить, которая помогает в большой степени оставаться цыганам самими собой, сохраняет самобытность народа, его самостоятельность, независимость от давления иных культур, языков и законов. "Закон", которому посвящена наша рукопись, - реализация изустно передаваемого из поколения в поколение цыганского обычного права. Этот "закон" также можно рассматривать как неписаный “кодекс цыганской чести”, передающийся в устной традиции и, имеющий своих хранителей-толкователей.

В этой рукописи, которая пытается восполнить наши знания по обычному цыганскому праву, мы рассматриваем обычаи цыган с позиции их роли в цыганском обществе, в котором они оказывают то же действие на людей, что и обычные законы в любом другом государстве. В науке здесь большое белое пятно, так как ученые, изучая обычаи цыган, очень редко задавались вопросом о их роли регулятора в цыганском обществе, из-за чего мы практически не имеем правовых оценок тех или иных обычаев этого народа.

В рукописи авторы пытаются на основе личного опыта выявить и записать на русском языке основные права и свободы цыган, действующие внутри их общества, и дать им более или менее подробные комментарии.

Основной конфликт, право, государственность и государство

Земля никогда не была тем чудесным райским садом, о котором нам повествует Библия. Для живших на ней людей все давалось с большим трудом, хотя они, следуя библейскому завету, "жили и размножались". Но чтобы "жить и размножаться", получать средства на жизнь, нужно было трудиться "в поте лица своего". Даже в те времена, когда население Земли было менее значительным, чем сейчас, получение средств к существованию, как мы полагаем, было столь же трудным, и занимало столь же много времени и труда, как и сейчас.

Потребности людей всегда были больше, чем возможности к их удовлетворению. Противоречия между потребностями и возможностями их удовлетворения являются основным конфликтом человеческого общества и, в то же время, главным стимулом его развития. Люди постоянно находили все новые и новые способы удовлетворения своих насущных потребностей, что в конце концов и привело к возникновению современной цивилизации.

Все действия людей, направленные на выживание и продолжение своего рода на Земле, приводят к неминуемому конфликту, столкновению между себе подобными.

Уже в семье, считаемой обычно элементарной ячейкой человеческого социума, в полном объеме существуют и функционируют все основные права, свободы и обязанности человека, то есть имеется совокупность элементов государственности, которая гарантирует эти права, свободы и требует от человека выполнения его социальных обязанностей.

Исследования позволяют однозначно утверждать, что право и государственность, реализованные в одной из разновидностей государства, гарантирующего функционирование этого права, сопутствуют человечеству на всем отрезке времени его существования на Земле. По нашему убеждению, государственность как состояние людей является изначальным атрибутом человеческого бытия.

Государственность как определенного рода свойство общества реализуется в виде конкретного типа государства. Государственность может быть различной степени реализованности: полной, дающей суверенное государство, или частичной - зависимое государство.

Большинство прав человека столь фундаментальны, что можно говорить не о возникновении и их развитии, а скорее об их постоянстве и неизменности, их изначальной присущности человеку разумному. В обществе, где для осуществления прав существует государство с развивающимися и совершенствующимися способами их реализации, имеются многочисленные структуры государства, специализирующиеся на реализации тех или иных прав человека. За многие века существования человеческого общества государство знало различные социальные институты, которые возникали, совершенствовались, а иногда и исчезали.

Для реализации своих прав люди склонны объединяться в общности не только по происхождению, но и по образу жизни, способу реализации своих прав на основе некоего компромисса, неписаного договора о едином способе общей "игры". Такой вид объединения людей в науке обычно называется социальной общностью, племенем, народом. Он создает государственность более высокого порядка, в которой законы отдельных семей, племен и народов нивелируются и возникает единое право, распространяющееся на многих людей и объединяющее их в правовом отношении. Таким образом, мы приходим к пониманию современного суверенного государства, которое, если оно многонациональное, непременно содержит в себе несуверенные, признанные или непризнанные в нем элементы государства, государственности и права входящих в него народов.

Народы с несуверенной государственностью обычно проживают среди народов, которые их завоевали или дали возможность проживать на своей территории на основе тех или иных условий, которыми было определено подчинение власти государствообразующего народа суверенного государства, с сохранением или несохранением органов собственного государства, с борьбой за свою суверенность.

Цыганское обычное право, государственность и государство

В апреле 2001 года в Ивановском Государственном университете одним из авторов (В.Г. Торопов) был сделан доклад на научной конференции "Политические конфликты в прошлом и настоящем" на тему: "Социальный мир цыган: история, проблемы, взаимоотношения с российской властью", в котором автор попытался на конкретных явлениях социальной жизни цыган показать, что в их социуме функционирует традиционное цыганское право, т.е. налицо цыганская национальная государственность, реализуемая в своем несуверенном виде, в виде непризнанного со стороны Российской Федерации автономного государства.

Тезисы опубликованного доклада подверглись критике со стороны цыганологов. Высказывалось мнение, что существует лишь культурная традиция цыганского народа с ее нравственно-этическими представлениями, которые лишь только напоминают законы государства, а вся традиция действует в основном на уровне семейных отношений. Сам же разговор о цыганской государственности как бы и не серьезен в современном российском государстве.

Также высказывалось мнение, что перед учеными предстает во всей своей полноте не современное обычное право и государственность цыганского народа, а некие рудименты, сохранившиеся как пережитки того права и той государственности, которую возможно некогда имели предки цыган, проживая еще на своей исторической родине.

Такие мнения могут иметь место, но по сути своей они не характеризуют всю полноту обычного цыганского права и государственности, а отмечают лишь некоторые их частные характеристики. В первом мнении делается основной акцент на традиционность цыганского права, его нераздельную связь с культурной традицией цыганского народа. Во втором же указывается лишь историческая база - "кастовость" цыган, послужившая источником обычного права, но полностью игнорируется многовековой период развития права у цыган уже во внекастовом состоянии.

Наши исследования выявили, что практически все стороны современной жизни цыган регламентируются их национальным правом, его различными видами. Дадим некоторые пояснения.

"Цыганский народ" в России составляют несколько близкородственных цыганских народов, различающихся языком, конфессиональной принадлежностью, традиционной ремесленной деятельностью. Взаимоотношения между цыганскими народами до сих пор регламентируются обычным международным цыганским правом.

Элементарной социальной структурой "цыганского народа" и до настоящего времени являются кланы, делящиеся на крупные патриархальные семьи, во главе которых стоят отцы, имеющие власть над всеми членами семьи. Именно в них подрастающее поколение получает традиционное цыганское воспитание и обучение: мальчики - ремеслу, девочки - ведению домашнего хозяйства, гаданию. Жизнь в семьях регулируется цыганскими законами и обычаями, иначе - семейным правом.

Цыгане продолжают сохранять традиционную для них, хотя и трансформированную таборную систему, сравнимую с системой населенных пунктов русского народа. Таборы объединяют не только кровных родственников. Должность таборного предводителя - вожака - может быть как наследственной, так и выборной. Ее исполняют люди, уважаемые членами табора за честность, справедливость, большой жизненный опыт. Вожак может быть сравним с российским городским головой или сельским старостой, т.е. имеется наличие цыганских административных единиц, прикрепленных лишь к ареалам их дислокации, и их светских администраторов, что свидетельствует о действии административного права и явных признаков государственности.

Для разрешения конфликтов внутри цыганского общества существует цыганский суд. Уважаемые, авторитетные цыгане на сходках конфликтующих сторон разбирают тяжбы, ведут дознание, приводят участников судебного процесса к принятию ими клятвы, на основе традиционного цыганского права (административного, семейного, хозяйственного, уголовного) принимают решение, обязательное для исполнения конфликтующими сторонами.

Цыгане знают собственные трудовые коллективы, в которые объединяются ремесленники, артисты, женщины-гадалки. Для большинства этих коллективов характерно эгалитарное распределение доходов: деньги может получить каждый член артели, даже временно не трудившийся по каким-либо причинам. В хорах, кроме собственного пая, артистам выделяли пай на уже не работающих по старости или болезни родственников. Каждая цыганка-гадалка при совместном участии в гадании также получает равный пай. Деятельность цыганских профессиональных коллективов регламентируется цыганским трудовым правом, в них также действовало право социальной защиты.

В приведенных тезисах нам удалось показать, что в цыганском социуме в основном действуют те же виды права, что и у других народов, имеющих собственные признанные государства. На этом основании мы делаем вывод:

Цыгане, оказавшись на землях России, принесли свою автономность, государственность с ее самобытными органами, функционирующими на основе обычного цыганского права.

Продолжая эту мысль, можно сказать, что эта государственность с ее органами является своеобразным цыганским государством. И оно существует объективно, хотим мы этого или нет, признавалось ли оно правительствами царской России, СССР и Российской Федерации или нет. Необходимо признать, что свое традиционное обычное право имеют и многие другие народы, в настоящее время не имеющие в РФ статуированной государственности, и что это явление универсально, оно проявляется в любом народе и является его неотъемлемым атрибутом.

Ниже мы проведем сравнение тех вопросов, которые находятся в ведении государства нецыганского и цыганского. На роль нецыганского государства мы выбрали суверенное государство Российскую Федерацию с его устройством, которое подробно изложено в ее Конституции, в разделе "Федеральное устройство".

1. Многонациональное государство. За частью народов России признана автономная государственность различного ранга: автономная республика, автономная область, автономный округ.

2. Государство - территория земли, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

3. Административно-территориальное деление. Принципы деления территории сочетают в себе как национальный, так и ненациональный. Имеется иерархия административно-территориальных единиц.

4. Государственный язык: один общегосударственный, а в национальных автономных образованиях от одного (Татарстан) до нескольких (Дагестан) языков титульных наций.

5. Столица государства и столицы автономных образований.

6. Денежная единица государства.

7. Главенство конституционного общегосударственного закона.

8. Система органов государственной власти: выборы - назначение.

9. Принятие новых граждан и государств в состав государства, выход граждан и отдельных территорий из государства.

10. Участие в международных отношениях.

Теперь перечислим вопросы государственного устройства, которые находятся в ведении суверенного государства:

1. Принятие и изменение законов, контроль за их соблюдением.

2. Территория и административное устройство.

3. Регулирование и защита прав и свобод человека.

4. Установление системы органов законодательной, исполнительной и судебной властей.

5. Управление государственной собственностью.

6. Установление политики в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития государства.

7. Установление правовых основ рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, ценовая политика, экономические службы (банки).

8. Государственный бюджет; налоги и сборы, фонды развития.

9. Государственная энергетическая система, транспорт, пути сообщения, информация и связь.

10. Внешняя политика и международные отношения; вопросы войны и мира.

11. Внешнеэкономические отношения.

12. Оборона и безопасность.

13. Защита государственной границы; режим пограничных зон.

14. Судоустройство; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности.

15. Государственное коллизионное право.

16. Метеорологическая служба, стандарты, эталоны, система мер и измерения времени; геодезия и картография (наименование географических объектов); госстатистика и бухучет.

17. Государственные награды и звания.

18. Государственная служба.

19. Вопросы землепользования; использование земных недр и других природных ресурсов.

20. Природопользование; охрана среды проживания, экологическая безопасность; охрана памятников природы, истории и культуры.

21. Вопросы воспитания, образования, науки, культуры и спорта.

22. Вопросы здравоохранения; защиты семьи, социальная защита и обеспечение.

23. Борьба со стихийными бедствиями, эпидемиями и их последствиями.

24. Защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.

Теперь остановимся с целью сравнения на характеристике цыганского государства.

1. Цыганское государство - реализация государственности цыганского народа.

2. Цыганское государство - территория, признаваемая тем или иным цыганским народом за ареал своего основного кочевья, проживания.

3. Административно-территориальное деление цыганского государства.

4. Государственный язык.

5. Система органов государственной власти, их выборность или назначаемость (имеются в виду органы власти, существование и функционирование которых санкционировано обычным цыганским правом, а не законами государств, на территориях которых цыгане проживают фактически).

В связи с тем, что реальный цыганский народ представлен, как традиционно считает цыганология, большим количеством этнолингвистических групп цыган, необходимо признать, что цыганское государство в силу объективных причин распадается на многочисленные "субъекты" цыганского государства, которые весьма самостоятельны в правовом отношении и которые, если признать цыганские этнолингвистические группы за самостоятельные народы, без особой натяжки можно считать самостоятельными цыганскими государствами. (Еще в 60-е годы ХХ века этнолингвистические группы цыган признавались за самостоятельные народы.)

Не отрицая существования единого "цыганства" Земли, мы все-таки в большей мере склонны следовать второму мнению и рассматривать обычное цыганское право на примере закона цыган Российской Федерации, шире - СССР-СНГ и в историческом экскурсе Российской империи. Итак, необходимо признать единое цыганское государство многонациональным и сравнивать его с группами славянских или германских государств в Европе и Азии.

Цыганский народ в Европе и Азии не получил своей собственной земли, исконная земля этого народа осталась на Индостанском полуострове, который они, как считается в науке, покинули около 420 года н.э. Сейчас под территорией цыганского государства нами понимается территория традиционных кочевий и проживания цыган, в том числе и в России.

Если во многих государствах Западной Европы цыгане сначала получили разрешения местных властей на проживание в этих государствах, то потом они подверглись выселению с них. На территорию же Российской империи часть из них пришла практически без разрешения, а многие цыганские народы были завоеваны или присоединены вместе с землями Украины (XVII-XVIII века), Молдавии (XIX век) и Крыма (XVIII век). Правительство Российской империи цыган со своей территории не изгоняло, оно проводило политику высылки цыган в земли Енисейской и Тобольской губерний за совершение крупных краж или иные тяжкие преступления. Эта политика имела место приблизительно до 1870-х годов, после чего практика высылки цыган за преступления в Сибирь сходит на нет.

Цыганские народы делятся на территориальные группы по районам их проживания: например, цыгане-смоляки - жители смоленских земель, цыгане-тоболяки - жители тобольских земель России. Даже маленький народ крымских цыган делится на собственно крымцев, живущих в Крыму, а также кубанцев, переселенцев на территории Кубани, и черноморцев - переселенцев на территории кавказского побережья Черного моря.

Цыгане вынуждены были кочевать по землям чужих государств уже имевших признанных хозяев, владевших землями по законам этих государств, как их граждане. Проживание на этих не бывших в собственности цыган землях и их хозяйственная эксплуатация обычно расценивалась собственниками этих земельных угодий как воровство, что было вполне естественным при частной собственности на землю для всех государств Европы. Поэтому цыгане, практически никогда не имея земли в частной собственности, признавали за собой те земли, по которым они кочевали, как бы во временном пользовании лишь на время остановки табора, но не более.

Цыганские "государства" представляли собой многочисленные таборы. Они состояли из различного числа палаток, которые при перекочевке перевозились на повозках, обычно имевших матерчатую крышу для защиты людей и имущества от непогоды. Таборы там, где это было возможно, представляли небольшие поселки из времянок. Время от времени эти времянки разбирались, и табор переезжал. На новом месте времянки ставились вновь. Своего собственного жилья в виде частных домов у цыган в России до 1956 года было очень мало.

Речь цыган, видимо, некогда практически единая, под влиянием языков народов, среди которых они жили, превратилась во множество цыганских языков, в современной цыганологии традиционно называемых диалектами, хотя многие из них можно считать самостоятельными языками. Различия между ними бывают столь существенны, что речь многих цыган частично или полностью непонятна для других цыган. Малопонятной речь сделали многочисленные заимствования из разных языков народов, окружавших цыган. От древней индийской общецыганской речи осталось немного: сохранились слова, восходящие примерно к 400 корням общим для языка всех цыган, а также некоторые суффиксы и окончания.

Сейчас цыгане не имеют единого языка типа койнэ, создание и распространение которого среди цыган, по нашему мнению, не только затруднительно, но и навряд ли возможно. Многие ученые проблему сохранения цыганской речи сейчас видят в поддержке естественных цыганских языков, реально существующих и используемых сейчас, т.е. каждое цыганское государство фактически обладает своим собственным языком.

Органы государственной власти цыганских государств, по нашему мнению, отнюдь не являются рудиментами прошлых исторических эпох, они создавались и функционировали на иных принципах, отличных, например, от таковых в русском государстве. Бывали случаи, когда властные действия в таборе мог исполнять тот или иной цыган по своему желанию или с одобрения членов табора. В таборе была сильна власть старейшин родов, которая однако не всегда превращалась в настоящую административную, так как табор подчас состоял из весьма близких родственников, и в нем могло не быть чужих цыган.

Собственная власть у цыган была как выборной, так и наследственной, но в большинстве случаев она не всегда была специализированной, т.е. не было групп людей, занятых в одном из видов власти. Власть у цыган до сих пор практически не разделена на законодательную, исполнительную и судебную.

После исследования всего комплекса исторических документов о цыганах и многих полученных нами опросных данных можно уверенно говорить, что в ведении цыганских государств имеются следующие вопросы:

1. Толкование законов и контроль за их соблюдением.

2. Территория и административное устройство.

3. Защита прав и свобод.

4. Установление системы органов законодательной, исполнительной и судебной властей.

5. Установление политики в области государственного, экономического, экологического, социального, национального и культурного развития.

6. Установление правовых основ рынка: кредитное регулирование, ценовая политика.

7. Транспорт, пути сообщения, информация и связь.

8. Международные отношения, вопросы войны и мира.

9. Оборона и безопасность.

10. Защита территории проживания.

11. Судоустройство.

12. Вопросы землепользования.

13. Вопросы природопользования.

14. Вопросы воспитания, профессионального обучения, науки, культуры и спорта.

15. Вопросы здравоохранения.

Все эти вопросы мы попытались подробно осветить в рукописи "Феномен обычного права цыган России", хотя автор и понимает недостаточность изученности этой темы в цыгановедческой науке.

http://www.translate.ru/siteTra....RL=http



 
murrshakoДата: Четверг, 03.10.2013, 14:56 | Сообщение # 19
Группа: Администраторы
Сообщений: 2072
Репутация: 55
Статус: Offline




В защиту цыган. Открытое письмо белорусской милици
Климович Мария

Уважаемые сотрудники милиции!

Поздравляем вас с наступающим профессиональным праздником!

Роль правоохранителя в обществе очень важная и возвышенная. Настоящий милиционер-- это самоотверженный человек, который мужественно противостоит злу, порой даже рискуя собственной жизнью. Кто стоит на страже закона, тот должен понимать, что он не имеет права нецензурно ругаться, отвечать оскорблением на оскорбление и предвзято относиться к гражданам. Полагаем, что в душе каждого из вас живет стремление к идеалу, и искренне желаем успехов на этом пути, а также крепкого здоровья и профессионального роста.

Белорусская милиция создавалась в то время, когда интернационализм был провозглашен государственной политикой. Правоохранитель должен был защищать интересы всех законопослушных граждан, независимо от национальной принадлежности. Современному милиционеру также следует помнить, что в Беларуси представители всех наций и этнических групп имеют равные права. В том числе и тот народ, о котором, к сожалению, значительная часть представителей титульной нации высказываются уничижительно.

На самом деле, рома вовсе не являются "нацией воров и мошенников". У цыган есть флаг и гимн, общественные организации, сайты и печатные издания, музыкальные коллективы и национальный театр "Ромэн". Цыганский народ имеет все основания гордиться профессором Вальдемаром Калининым,переводчиком классической поэзии и библейских текстов Виктором Шаповалом, поэтами Николаем Василевским, Валерией Янышевой и Лилит Мазикиной, замечательными деятелями культуры-- Соней Тимофеевой, семьей Эрдэнко, Петром Янышевым, Николаем Сличенко (список можно продолжить).

Вместе с тем, необходимо отметить, что среди представителей цыганской диаспоры немало людей с низким образовательным уровнем. Просим вас относиться к ним терпимо и, если нужно, несколько раз объяснять то, что выпускник ВУЗа понял бы сразу. Человек, которому недостает правовых знаний, не отличает уголовные дела от административных и может прийти к выводу, что за бумажку, брошенную на пол, ему грозит несколько лет тюрьмы. Мы, правозащитники, знаем случаи, когда малограмотные цыгане получали моральный ущерб из-за того, что должностные лица недостаточно подробно разъяснили им законодательство.

У цыган есть пословица:"На косинэс бангэс пэ ромэстэ, и йов пэ тутэ прямо подыкхэла." (Не смотри на цыгана косо, и он на тебя прямо посмотрит) Призываем вас никогда не забывать о презумпции невиновности, а также о том, что далеко не каждый цыган совершал преступления, зато почти каждый терпел унижение по национальному признаку. Мы благодарим все сотрудников милиции, которые защищали цыган от хулиганов-ксенофобов. Надеемся, что в скором времени у белорусской милиции войдет в практику привлекать к ответственности правонарушителей, которые публично унижают честь и достоинство цыганского народа.

В советское время много цыган служили в армии, работали в правоохранительных органах. Мы считаем, что появление лиц цыганской национальности в рядах современной милиции содействовало бы росту доверия со стороны цыганской диаспоры к правоохранительным органам и уничтожению в массовом сознании негативного стереотипа цыгана.

С уважением, правозащитники
Мария Климович,
Алесь Евсеенко Свидетельство о публикации №213030101548

ПЕРЕХОД ЧИТАТЬ РЕЦЕНЗИИ НА ПИСЬМО

Прикрепления: 2449067.jpg (345.1 Kb)
 
murrshakoДата: Пятница, 15.11.2013, 16:40 | Сообщение # 20
Группа: Администраторы
Сообщений: 2072
Репутация: 55
Статус: Offline
 
ЦЫГАНЕ=ROMA=Cingaris=GYPSIES=CIGANOS=吉普賽人=ZINGARI=जिप्सФорум » ЦЫГАНСКИЙ РАЗДЕЛ » "Переулок госпожи Лукреции" » ПРАВОЗАЩИТА ЦЫГАН (Ссылки, контакты, адвокаты и правозащитники)
  • Страница 4 из 5
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
Поиск:

тест скорости интернета
| Copyright MyCorp © 2024 | |